№65 (6070) от 2 сентября 2022
На границе сезонов Рязанский театр кукол представил премьеру, наполненную магией
Желание продлить себе каникулы или отпуск – одна из вещей, понятных и близких каждому. У всех нас были беззаботные моменты детства, грустные и радостные открытия юности, пыл молодости… И вытащить их из запасников души несложно. Особенно если продолжаешь верить в чудо, несмотря на возраст и опыт. В страну вечных грез нас приглашают герои спектакля «Сон в летнюю ночь» (16+). Заглянем, чтобы увидеть красочные картины, но останемся зоркими сердцем.
Режиссером спектакля выступил Олег Жюгжда – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. Рязанцам он хорошо знаком по постановкам «Лафертовская маковница» и «Женитьба», а в прошлом году его версия пушкинских «Маленьких трагедий» и вовсе потрясла стилем и мощностью высказывания. Художественный мир Жюгжды – контрастный, мрачный и ироничный, и мистика там тесно переплетена с реальностью. Поэтому от адаптации шекспировской пьесы ждали чего-то особенного. И не ошиблись.
Во «Сне в летнюю ночь» выстроено несколько уровней повествования. Даже начальные сцены сбивают с толку: зритель видит не то средневековых героев, не то богемную вечеринку, не то пресыщенную молодежь в ночном клубе. Сделать из бесстрастной техно-музыки смеховой прием – задача со звездочкой, но постановщикам удалось и это. Музыка вообще играет в спектакле огромную роль, то дополняя действо, то выходя на первый план. Еще глубже и сложнее «Сон» делают различные культурные отсылки, при этом действие остается зрелищным и понятным разной публике. Одним словом, все как в настоящем сне – ярко, хаотично и безбрежно широко для разных толкований.
Но не будем все-таки забывать о шекспировских страстях, которые сами по себе стали идиомой. Проблемы, затронутые драматургом века назад – борьба любви и долга, конфликт поколений, вопросы власти – вечны. И волшебство, которым пронизана каждая сцена, лишь смягчает муки героев, а заодно и зрителей, которые «обманываться рады». Чему отдаться, логике или эмоциям, каждый решит сам. Главное – прочувствовать то зыбкое, нежное, одурманивающее волшебство, которым всегда наполнены лучшие моменты лета. Во «Сне в летнюю ночь» эту атмосферу поймали, законсервировали и будут, как знаменитое «вино из одуванчиков», выдавать по чуть-чуть в течение нового сезона как средство против хандры. Например, на ближайшем показе 14 сентября.
Алексей Ищук, хореограф:
– Шекспира ставили тысячи раз, но мы постарались оригинально соединить музыку и танец. Пьеса погружает в те просторы, которые дает лето и сама природа.
Татьяна Кармашова
Фото Рязанского театра кукол