Лицом к пациенту


84

Как работают бережливые технологии в первичном звене здравоохранения

Внедрение технологий бережливого производства в работу больниц и поликлиник региона дает ощутимый для всех результат. Там, где применяются новации, удается улучшить систему работы с людьми, существенно сократить очереди, грамотно перераспределить потоки больных. В итоге повышается оперативность оказания медицинской помощи и удовлетворенность пациентов.

Об этом недавно в своем послании жителям области говорил губернатор Николай Любимов. Он напомнил, что результаты Рязанской области высоко оценены федеральным Министерством здравоохранения: регион вошел в тройку лучших субъектов страны по реализации проекта «Бережливая поликлиника». В этом году к нему должны присоединиться еще полсотни медорганизаций области.
Скопинский межрайонный медицинский центр (ММЦ) – одна из организаций, где бережливые технологии работают уже сегодня. В поликлинике ММЦ разделили пациентские потоки и несколько месяцев назад открыли отделение медицинской профилактики. Такое переформатирование работы позволяет избавить человека, которому необходимо пройти диспансеризацию или медицинскую комиссию, от необходимости стоять в общих очередях к врачам-специалистам или (что еще более хлопотно) ездить к ним в другую часть города; значительно экономит время и делает пребывание в поликлинике более комфортным.
Под отделение медпрофилактики было отремонтировано помещение, где создана открытая регистратура, сделаны удобная навигация и зона ожидания, оборудованы кабинеты терапевта, хирурга, ЛОР-врача, дерматолога, невролога, психиатра, офтальмолога, кабинеты забора анализов, ЭКГ, а также смотровой кабинет.
О том, что дала на выходе такая «перезагрузка» в работе поликлиники, «РВ» рассказал заместитель главного врача Скопинского межрайонного медицинского центра по амбулаторно-поликлинической работе Андрей Мартынов:
– Благодаря новым условиям, отработанной маршрутизации пациентов, информированию людей, внедрению понятной для пациентов навигации мы сократили время прохождения первого этапа диспансеризации до одного посещения с нахождением в поликлинике не более часа-полутора. Также уменьшилось время прохождения профилактического и медицинского осмотров до одного посещения, которое по времени не превышает полутора часов. Более того, теперь пришедшим на медкомиссию не нужно ездить на территорию психонаркологического отделения, чтобы получить заключение нарколога или психиатра. Эти специалисты по графику принимают у нас. Еще очень важно, что мы исключили перемещения пациентов по кабинетам, расположенным на разных этажах поликлиники. Считаю, что нам удалось сделать то, к чему мы стремились. Практически ежедневно я захожу в отделение медпрофилактики, общаюсь там с пациентами и слышу только положительные отзывы. Люди стали охотнее приходить на профилактические осмотры, что нас, врачей, безусловно, радует. Меняется менталитет и самих медицинских работников. Когда есть позитивная обратная связь, хочется работать еще лучше. Поэтому на достигнутом мы не останавливаемся. Планируем усовершенствовать ведение медицинской документации с помощью информационных систем, которые сейчас внедряем. Такие системы позволяют отслеживать, где хранится документация, понять, кем и куда она передается, то есть видеть всю цепочку перемещений. Это дает возможность бороться с проблемой, характерной для всех поликлиник, – потерей амбулаторных карт. У нас такое случается крайне редко, но мы намерены эту проблему искоренить полностью.

Людмила Иванова
Фото из архива Скопинского ММЦ