№33 (6237) от 03 мая 2024
Согласно опросу ВЦИОМ, почти половина россиян провели майские праздники дома, 20 процентов – на работе, около 30 процентов вышли с граблями на садовый участок. Для кого-то Первомай – изначально шашлычно-огородный праздник, люди постарше ностальгируют по временам, когда по украшенным улицам шагали колонны трудящихся, всюду развевались флаги и рвались в небо шары. Давайте пересмотрим фильмы, которые напомнят о солидарности людей труда друг к другу. И настроение поднимем, и поймем, что любая работа, к которой нам предстоит вернуться после праздников, почётна.
«ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ» (1956, 12+)
Ударник-сталевар влюбляется в учительницу вечерней школы и бросает учёбу, не добившись взаимности. «Филологическая дева», любительница Блока и классической музыки, пытается постичь мир своих взрослых учеников, и фильм едва не становится драмой о межклассовом недопонимании, невозможности рабочих и интеллигенции найти общий язык. Но наступает весна…
О любви создатели фильма сказали тонко и прозрачно. Но огня тоже было много – в буквальном смысле. Сцена посещения Татьяной Сергеевной металлургического цеха приобретает эпический размах: своего нерадивого ученика она застает за запуском мартеновской печи. Поток раскалённой лавы изображает происходящее в сердце Савченко, но важно и другое – троечники и прогульщики предстают перед ней мастерами своего дела, героями труда. После которого отдыхают, гуляя по парку с гитарами и гармошками, катаясь на лодочках и вздыхая в песенной форме о краткосрочности выходных. Что вызывает осуждение у человека строгих нравов той эпохи, сегодня воистину выглядит как образец культурного отдыха.
Как и многие другие старые добрые картины, этот фильм раскрашен, так что те, кто помнит его чёрно-белым, могут сравнить восприятие. Это не фильм-агитка, комсомольские идеалы предстают перед нами в виде разговора о человечности и даже о духовности. О том, что главное в жизни – сердце, способное на любовь, остальное приложится.
«СВИНАРКА И ПАСТУХ» (1941, 6+)
Вологодская свинарка Глаша приезжает в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Там она знакомится с дагестанским пастухом Мусаибом. Расставаясь, они обещают друг другу снова встретиться через год. Но на их пути встает конюх Кузьма. А ещё – языковой барьер. И только любовь способна соединить девушку из края северных лесов и юношу с южных берегов.
Музыкальная комедия вышла в свет в 1941 году, когда народу как никогда был нужен добрый юмор и оптимизм. Весёлая музыка, легкий сценарий, воодушевляющая идеологическая составляющая – и надежда на светлое будущее возвращается. Съёмки картины были прерваны в связи с началом войны, многие актёры были мобилизованы. Но вскоре поступил приказ продолжить работу.
Это кино не обошлось без хитов. Даже те, кто не смотрел «Свинарку и пастуха», способны подхватить «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». А кино, как и песня, помогало жить и работать.
«СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН» (1977, 6+)
«Я люблю свою работу. Считаю, что без статистики вообще не жизнь, а так, каторга какая-то», – говаривал Анатолий Ефремович Новосельцев. Трудятся герои комедии Эльдара Рязанова отнюдь не в заурядной конторе. Государственное статистическое учреждение оснащено по последнему слову техники, а в кабинете Калугиной буквально можно жить. К слову, она и живет на работе. С житейскими и любовными перипетиями главных и второстепенных героев мы уже давно знакомы, так что можно пересмотреть фильм в очередной раз, чтобы рассмотреть детали.
«Компьютер», который мы видим у Калугиной, каждый день привозили на съёмки материально ответственные люди. Терминал ввода-вывода «Видеотон-340» – это периферия для работы с громадной вычислительной машиной. Производился он в Венгрии. В сети часто острят о том, что стоит это чудо как целый автопарк «Жигулей», но нюанс в том, что техника такого рода обычно не покупалась в частном порядке, а поставлялась в госучреждения по утверждённому плану. Ладно начальство, но ведь простые сотрудники тоже пользуются не обычными калькуляторами, а модными европейскими. К слову, 5 из 12 таких аппаратов, привезенных на съёмки, «таинственно пропали».
Здание, ставшее фоном для офисных страстей, находится на Петровке. Это бывший доходный дом, построенный в 1899–1900 гг. архитектором Ивановым-Шицем. В советское время здесь располагались Наркомвод, Министерство речного флота, Совтрансавто, жили деятели культуры и науки. Сейчас здание занимают Федеральное агентство морского и речного транспорта и ресторан.
«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» (1979, 18+)
Три девушки покоряют Москву и мечтают о лучшей жизни. Трудолюбивая и стойкая Катя добивается своего. Она в одиночку вырастила дочь, окончила институт, стала директором крупного предприятия и депутатом Моссовета. Но высокое положение едва не становится помехой для личного счастья. Современные психологи наперебой ругают оскароносный фильм за нездоровую модель отношений, повлиявшую не на одно поколение, но многие его и ценят за место для полемики.
Само название картины стало крылатой фразой, девизом жителей мегаполиса: некогда отвлекаться на жалость к себе и минуты слабости, нужно учиться, работать, расти над собой, поднимать детей. Но в итоге лента говорит о том, что социальный статус характеризует человека не в первую очередь. Она не о том, что слесарь в любви и семейной жизни лучше телеоператора, смысл, конечно, более глубокий. Сценарист Валентин Черных решил рассказать о комплексе немосквича, которым страдал сам. Главными героинями истории стали женщины, чтобы ярче выразить драму происходящего.
Пересматриваем, дискутируем, ностальгируем – и отправляемся, по примеру героев, на пикник, пока май радует теплыми деньками. Выходные продолжаются – и пусть они будут радостными.
Майскими праздниками вдохновлялась Мария Скуба















Купить электронную копию газеты