№92 (6296) от 29 ноября 2024
«Весь мир – театр», – провозгласил Шекспир. Вот уже четыре века подряд мы соглашаемся. Ведь смотрящий на нас со сцены главный герой интереснее отстраненного повествователя. С книжных полок тоже звучат живые монологи, позволяющие почувствовать себя кем угодно. Итак, сегодня мы познакомимся с волонтером поискового отряда, азербайджанской девушкой, японской журналисткой, пытающейся постичь душу загадочной соблазнительницы и даже с уличным котом.
Мршавко Штапич «Плейлист волонтёра» 18+ (2022)
Бывший участник поисковых миссий известного отряда рассказывает о потерянных людях. Так можно назвать и самих волонтеров – в этой книге они не идеализируются. Скрывают темное прошлое, борются с пагубными зависимостями, сводят концы с концами, пытаются разобраться в себе и собственной личной жизни. При этом бесплатно делают благороднейшее дело, ищут пропавших детей, стариков, заблудившихся грибников, не брезгуют и заплутавшими алкоголиками и наркоманами. Ничего не просят в награду, просто хотят, чтобы жизнь состояла не только из работы и выплаты кредитов.
Главный герой рано обзавелся семьей и так же рано ее потерял. Он молод, полон надежд, но жизнь уже дала трещину. Ее не заткнуть алкоголем, новыми влюбленностями, командировками. Так Штапич становится волонтером. Он отчаянно ругает камуфлированных грибников, до безумия жалеет сгинувших посреди равнодушия и жестокости малышей. Он рассказывает не только об успешных делах, заканчивающихся объявлением-выдохом «Найден. Жив». Книга напоминает о том, как хрупка человеческая жизнь и как огромна наша страна. Без альтруистичных людей в такой не обойтись.
В названии каждой главы – песня из плейлиста Штапича (если в «десятые» вы были молоды – то и из вашего) или просто звучавшая фоном, ставшая невольной ассоциацией, рефреном к горьким (но порой и веселым) ситуациям.
КОМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: бывшим волонтерам, меломанам, столкнувшимся с выгоранием в профессии.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: ругающим молодежь, слишком чувствительным людям, идеалистам.
Григорий Служитель «Дни Савелия» 16+ (2018)
Григорий Служитель – актер и музыкант. «Дни Савелия» – его первая книга, в ней тоже не обошлось без мастерства перевоплощения. В предисловии Евгений Водолазкин пишет, что коты – не новая тема в литературе, начиная от Кота Мурра. Но «за котами всякий раз просвечивают человеки».
Савелий родился на улице и, подобно чеховской Каштанке, сменил несколько имен, многое повидал. Он жил и у московских интеллигентов, и у светской львицы, и с гастарбайтерами, слонялся по старым улочкам, попадал в передряги, радовался жизни.
Савелий – кот, склонный к философии и морализаторству, он беспристрастно судит москвичей, прожигающих жизнь, пока чья-то рядом угасает. Он учит смело смотреть в глаза судьбе и благодарить ее за малейшие проявления благосклонности.
КОМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: любителям котиков.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: людям с аллергией.
Юзуки Асамо «Масло» 18+ (2024)
Журналистка Рика загорается идеей написать серию статей о Маноко Кадзии – женщине, которую подозревают в убийстве собственных состоятельных поклонников. Она окружала мужчин теплотой и заботой, кормила домашней едой – а потом они умирали. Однако японское общество взбудоражено не этим – всем интересно, как полная, не особо ухоженная женщина оказалась роковой соблазнительницей. Рика хочет узнать секрет Маноко – и просит у нее рецепт говяжьего рагу, которое один из мужчин ел перед смертью. Женщина требует, чтобы Рика тоже начала готовить.
Это реальный факт – в прошлом десятилетии из японских магазинов действительно пропало сливочное масло. Случился перебой в производстве, цены на дефицитный товар взлетели до небес, экономные хозяйки обходились маргарином и прочими спредами. Но Маноко настаивает, чтобы Рика пошла в дорогой магазин, купила брикетик в нарядной обертке – и попробовала масло на вкус. Постепенно девушка «подсаживается» на то, как масло меняет вкус привычной еды, начинает чаще готовить, что крайне удивляет ее окружение. Молодой человек в панике – не манипуляция ли это ради замужества? Но ведь молодым японцам привычнее уделять друг другу время изредка, посвящая себя работе. Коллеги тоже в смятении, видя, как журналистка прибавила в весе. Она всё чаще задумывается о том, как предвзято люди относятся к чужой внешности и образу жизни. И продолжает плясать под дудку Кадзии, все глубже погружаясь в ее жизнь. Но рискует упустить одну важную деталь…
КОМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: журналистам и любителям сенсаций, кулинарам (они найдут в книге интересные рецепты), трудоголикам.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: худеющим.
Егана Джаббарова «Руки женщин моей семьи были не для письма» 16+ (2024)
Писательница описывает свою жизнь сквозь призму неврологической болезни – отнимающей речь, не дающей совладать с собственным телом, приносящей неизлечимую боль. Есть и другие ограничения, связанные с семейным укладом. Егана описывает жизнь женщин своей семьи, посвятив каждую главу разным частям тела: так, рот поёт нежные колыбельные, пробует на вкус еду, но живая речь звучит очень редко. Брови растут густые, размашистые, но у девочки-подростка нет права против воли родителей скорректировать их форму. Аккуратные брови – признак замужней женщины. Но многим другим мечтам будет не суждено сбыться. Впрочем, страдают от этого и мужчины: отец главной героини мечтал стать дальнобойщиком, дед – географом, но жизнь каждого члена общины так или иначе вращается вокруг семьи.
Героиня же мечтает стать писательницей. Это та работа, которой никогда не знали руки женщин ее семьи. А Егане право на стихи и прозу дает болезнь. Она же, как не странно, освобождает и тело – больше не просят снять очки, не опираться при ходьбе на трость, понаряднее одеться. Родители потихоньку смиряются с тем, что их дочь выбыла с ярмарки завидных невест, но видят нарушение древних правил даже в нехитрой больничной одежде.
Если у вас есть предубеждение против «женской» литературы, то данная книга может несколько его развеять. Восточный колорит придает повествованию некую тактичность, автор не бунтует против устоев, а ищет искру человечности среди условностей. Даже не манипулирует читателем с помощью темы домашнего насилия, а тихонечко упоминает его факт в самом конце – даже не развивая мысль о том, что распустивший руки мужчина может толкнуть под откос целую жизнь.
КОМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: девушкам, женщинам и бабушкам, ценителям Востока.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: чувствительным к описаниям болезней, оправдывающим жестокость, считающим, что место женщины – только на кухне.
Книги с необычными повествователями читала Мария Скуба