№74 (6278) от 27 сентября 2024
Вот и началась золотая осень, вернулись долгие вечера с кружкой чая и интересной книгой. Одному хочется погрустить в унисон с увядающей природой, а кому-то пора приободриться и найти повод для улыбки. Прозвучит странно, но книги, которые многим покажутся мрачными, я добавила в эту подборку, чтобы она не казалась такой грустной. Ведь за веселой маской часто прячутся печальные глаза, а темнота, как известно, сгущается перед рассветом. Итак, современная проза, разные грани русского языка. Авторы – двое сетевых юмористов, режиссер-авангардист и писатель-философ.
Слава Сэ
«Полный сантехник» (16+)
Слава Сэ, он же Вячеслав Солдатенко, жил в Риге и писал на русском языке. Знаменит, в первую очередь, чувством юмора. К слову, является автором диалогов в знаменитых мультиках о богатырях. В своем блоге он писал о незамысловатых вещах – о рабочих буднях, о том, как растут дочки, о неловких попытках кашеварить для них, о путешествиях. И о любви. Эти истории покорили сердца людей и стали книгами. Сам Слава умер от коронавируса в возрасте 52 лет, а его рассказы оказались не такими уж смешными – в них много печали. Редко когда именно мужчины так открывают душу, признаются в своих слабостях. Иногда книги сетевых авторов кажутся разрозненными заметками, но в «собрании сочинений» Славы Сэ есть сквозной сюжет. Герой уходит из директоров в сантехники, от него уходит жена. Дочки сначала приносят домой котят, потом гуляют с кавалерами. Кстати, именно ради того, чтобы проводить с ними больше времени, отец поменял профессию на менее престижную. Жизнь идет. И новое счастье не за горами. А в центре – трагикомичная история о красотке, с которой главный герой по ошибке поселился под одной крышей. История о том, что в любви нужно быть искренним, а не затевать странные игры с нанятыми актерами. Таков урок.
Зоя Арефьева
«Кошичкин тилипон» (16+)
Книга Зои Арефьевой написана на необычном «кошичкином языке». Автор не присваивает себе его изобретение и объясняет, что это не безграмотность, а веселая игра, которая понравится и взрослым, и детям. Это возможность передохнуть, чтобы с новыми силами нырнуть «во всю эту жизнь». Книга и заявлена как «экспресс-помощь для тех, кто застрял в рутине и ищет вдохновение». Рассказывает она о «кошичкиной полиции», куда котики звонят, чтобы пожаловаться на своих «никчемни», начиная очень издалека – с кошачьей космологии. Мы почитаем отчеты «работников месяца», интересные досье и заявления, узнаем про главные «езобретения» хвостатых. Проникнемся мемуарами секретаря Укульельевны и послушаем сказки Улитощки, работника склада, куда питомцы могут нас сдавать (не было ли у вас в последнее время странных снов и чувства, что ночью вас уронили на лестнице в подъезде?).
Почему кошки? Автор отвечает на этот вопрос так: в детстве она тщетно мечтала о питомце, так как страдала аллергией, а во взрослом возрасте завела себе гипоаллергенную Рысяшу, очень активную, черепахового цвета, с вечно недовольным выражением мордочки. Хозяйка сразу же начала вести с ней «диалоги».
«– Ето щто, вода? Тьпуй, гадость. Ето щто, диван? Он неудобни. Ето щто, сосисощка? Давай сюда. Тьпуй, невкусни. А есть еще?
– Ты так на меня смотришь, что мне начинает казаться, что за мной приедут серые толстые котики и заберут меня на перевоспитание.
– Пащиму неть. Ты все рамно тутова лишняя и защем».
Также, по словам Арефьевой, книжка является своеобразным «мостиком» сквозь время. Мы тоже можем передать привет себе-ребенку, пообещав ему, что все будет хорошо.
Максим Смирнов
«Так говорила зверушка» (18+)
Мрачная повесть из лонг-листа премии «Ясная поляна – 2024» о созависимости, полная философских реминисценций, начиная с Ницше в названии. В избушке на окраине леса живут Зверушка и ее Хозяин. Однажды Хозяин пропадает, а Зверушка отправляется на его поиски. Идя сквозь темноту, она ищет защиты от ночных ужасов в собственных воспоминаниях. Но даже самые счастливые оказываются полны жестокости и пренебрежения. Однако другой любви Зверушка не знает – и продолжает искать.
История интригует своей разноплановостью. Сначала читателю кажется, что речь о бытовом насилии, а Зверушка выступает в роли женщины, ожидающей хоть капли тепла и нежности, пока мужчина топит свои лучшие качества в стакане. Потом, видя ее незавидное положение, в Зверушке мы видим уже несчастное домашнее животное, а потом конфликт развивается – и речь уже о вопле мятущегося человека к Создателю. Так Зверушка встречает (внутри себя?) Вечного Хозяина, который никогда не обидит, всегда будет рядом, даже если его не видно. Но, как и в жизни, состояние гармонии с мирозданием оказывается хрупким.
Кем действительно является Зверушка – мы не узнаем. Ведь насилие нельзя оправдать, даже если его объектом становится существо не человеческое. История горькая – как настойки из лесных ягод, которые делает Хозяин. Но для кого-то она, возможно, окажется глотком дождевой воды – дающим не радость, но силы дальше жить.
Роман Михайлов
«Праздники» (16+)
Имя Романа Михайлова уже появлялось в этой рубрике – он упоминался как современный режиссер. Как писатель он оказался не менее интересен. Герои сборника рассказов и заглавной повести – то ли городские сумасшедшие, то ли подлинные мудрецы. Призраки и чудеса в мире Михайлова окружают всех – но немногие их видят. Любовь к необычным людям пронизывает все 11 историй.
Повесть «Праздники» описывает жизнь простого подростка в тревожные девяностые, но среди бандитов и наркоманов он остается непричастным ко злу. Своего рода ориентиром для мальчика становится его чудаковатый отчим, художник, потерявший себя в эпоху обесценивания красоты и искусства, ушедший (пожалуй, слишком глубоко) в себя. Михайлов показывает читателям, что на перекрестках времен и миров живут не только чудовища, в жизни всегда остается место для добра и мечты.
Смешные и страшные книги читала Мария Скуба