№22 (6226) от 22 марта 2024

О нём и о лете напоминают работы художников в выставочном зале на ул. Есенина

Красивые мечты о южных берегах, о лодках и кораблях – всё это проект «Дорога в Зурбаган» (0+), объединивший 15 художников из Москвы, Подмосковья и Крыма. Названный в честь вымышленного Александром Грином приморского города, он посвящен 100-летию романа «Алые паруса» (1922) и публикации романа «Блистающий мир» (1923).

До Рязани выставки прошли в Калужском музее изобразительных искусств, в Доме-музее А.С. Грина в Феодосии, во Дворце культуры г. Королева Московской области. Среди участников проекта – академик Российской академии художеств Ирина Старженецкая (Рязанский художественный музей уже представлял ее творчество), член-корреспондент РАХ Марина Кабыш, почетный член РАХ Игорь Шипилин. Куратор выставки – одна из авторов, Татьяна Бабушкина. Свои идеи в разных жанрах художники воплощали не только на холсте и бумаге, но и в мозаике, стекле, керамике, дереве, металле…

Внимание сразу привлекает станковая мозаика (мозаичные картины): в Рязани редко такое увидишь. Хотя автор их здесь и учился, и выставлялся: Андрей Стриженко – выпускник нашего художественного училища и Московского высшего художественно-промышленного училища (Строгановки). Его яркие мозаики встречают посетителей – они как зачин выставки, а работа «Море. Секретики» в последнем зале ставит эффектную точку в «прогулке по Зурбагану».

Возле «Секретиков» замираешь: столько спрятано сокровищ в композиции из смальты, бетона, ракушек, стекла, дерева, бетона и металла! «Спрессованное» воспоминание о поездках на море в детстве: бутылочка с детским силуэтом внутри, собранные на берегу веточки, камешки, ракушки… и мозаичные картинки пляжа и волн – из калейдоскопа памяти. А пейзажами Египта Андрей Стриженко внес свою лепту и в самую масштабную часть экспозиции – живописную.

Марина Кабыш создала магию венецианского вечера в картине «Красное кафе» (оргалит, масло). Горят в траттории люстры, под яркими тентами ужинают люди, а внизу на зеленоватой воде (канала, лагуны?) их ждут лодки… Написано легко, в эскизной манере, но это именно та степень подробностей и умолчаний, которая и есть живая пульсация города дожей… А вот стол с букетом и бутылкой на веранде, с которой открывается вид на залив. Люди куда-то ушли, и на стол приземлилась чайка, чтобы с высоты крутого берега обозреть всю панораму с бегущими облаками. Это работа Ольги Мельгуновой «Пустая веранда» (холст, темпера).

Немало на выставке и графики: эстамп, пастель, карандашный рисунок, произведения в смешанной технике. Причал, обрамленный частоколом разноцветных лодок, люди, готовящие снаряжение, изображены на пастели «Гурзуфские дайверы» Елены Епифановой. С высоты птичьего полета, в контражуре (против солнечного света) мы видим бухту Севастополя. Светлая серебристая вода, темные серо-сине-фиолетовые силуэты кораблей у пирса, зеленые холмы… Это пастель Татьяны Бабушкиной.

Сергей Садовсков создает яркие объемные пейзажи из крашеного дерева и металла (ассамбляж). Альфия Ширинская представила блюда из керамики и цветного стекла – интересно, как схожие мотивы (белые домики с красными крышами на берегу) решаются в разном материале.

Выставочный зал с его большими – во всю стену – окнами, полный воздуха и света – пожалуй, лучшее в Рязани место для выставки о Зурбагане. Посетить ее и перенестись в атмосферу приморского города можно до 7 апреля.

Елена Ступина
Фото Елены Ступиной