№6 (6110) от 27 января 2023
Так называется один из проектов, который реализуют ученики, педагоги и родители – все вместе
Такое единение не часто встретишь в нынешних учебных заведениях. Тем ценнее опыт, о котором я узнала в этой особенной школе. Скажете: каждая школа – особенная! И не ошибетесь, потому что школьный мир – живой и уникальный, как и дети, и взрослые в нем. Скажу сразу: Шацкая средняя – самая большая в районе. В ней учатся 518 школьников, плюс 39 учеников в Каверинском филиале и 26 – в Агишевском.
Семеро умных или выбор каждому
Сразу семеро выпускников Шацкой средней школы по итогам приемной кампании в вузах в прошлом году стали студентами Рязанского радиоуниверситета. Этот факт не остался без внимания вуза. Преподаватели университета заинтересовались школой, вышли на ее директора, предложили перспективное сотрудничество. Теперь желающие в дальнейшем поступить в вуз старшеклассники учатся по субботам в физико-математической школе при РГРТУ.
– Этот проект вуза очень интересен и самим школьникам, и нашим учителям, – говорит директор школы Ирина Александровна Скормилина. – Самое главное – он дает перспективу и возможность сразу работать на результат.
Важно, что с ребятами по этой программе занимается школьный учитель физики Светлана Викторовна Шашурина. Она пришла работать в школу в этом учебном году по программе «Земский учитель» из соседнего Путятина. Педагог опытный и сильный, Светлана Викторовна с помощью этой профильной программы решила ряд своих жизненных проблем. А для Шацкой средней школы новый учитель стал настоящим ценным приобретением. У нового педагога – классное руководство в 8 А, и теперь класс этот, по отзывам коллег, – один из самых лучших в школе.
В этой вузовской школе ребята углубленно занимаются профильными предметами: физикой, математикой, информатикой. Такое сотрудничество школы и вуза не случайно: профориентационной работой с учениками в школе занимаются системно. Выяснив сферу учебных интересов и запросов ребят, педагоги сделали упор на обучение предметам естественно-математического цикла. Изначально школа тесно взаимодействовала с Рязанским медуниверситетом и «политехом», открыла медицинский и инженерный классы. В этом учебном году к этим вузам прибавился радиоуниверситет. И уже в конце ноября старшеклассники побывали на экскурсии в РГРТУ, познакомились с тем, как и чему учат в вузе, в чем минусы и плюсы обучения, да и просто узнали много нужной информации.
Старшеклассники побывали во всех рязанских вузах, а в РГУ имени С.А. Есенина – не один раз.
Интерес как движущая сила
После того, как находки зубов древних акул на территории села Малый Проем вызвали неподдельный интерес и у учеников, и у ученых, школьников и педагогов зовут на День открытых дверей естественно-географического факультета РГУ. Он, к слову, намечен на завтра, 28 января.
Идея создать школьный палеонтологический музей близка к воплощению на практике как никогда. И в этом школе тоже поможет вуз, который возьмет на себя научно-методическое обеспечение организации его работы. Сбором, систематизацией и оформлением материалов будет заниматься школа. Рискну предположить, что палеонтологический школьный музей в Шацке станет единственным в своем роде во всей нашей стране. А главное – живым, по-настоящему работающим и вовлекающим в орбиту своей активности и детей, и взрослых.
Помните из своего школьного детства скучные уроки? И ты мучаешься, мечтая, чтобы звонок скорее прозвенел, и учитель тоже отбывает положенное время. В Шацкой средней школе принцип: «интересно учителю – интересно ученику» действует безотказно. Вот пришла в школу Татьяна Александровна Швецова – новый физрук, увлеченный волейболом, так все мальчишки и девчонки теперь в школьной волейбольной команде. И первые победы появились, и азарт, и стремление стать лучшими – в игре, в команде, в учебе.
38 (!) лет работает в Шацкой средней школе учителем технологии, (а с недавних пор ведет и ОБЖ) Александр Иванович Горин. По профессии электрик, он с молодости любил с детьми заниматься: мастерить, поделки всякие делать. Так и сменил профессию: окончил заочно пединститут и работает в школе. Пяти – и шестиклассники от него даже на переменах не отходят: интересно и инструменты в руки взять, и попробовать самим попилить-построгать что-нибудь. Согласитесь: редкость это сегодня в эпоху гаджетов и цифровых игрушек. Только поговорив с Александром Ивановичем совсем недолго, поняла я и другой, главный его талант – добрый он к детям, и как говорили в старину, желанный. А дети любовь к себе, как впрочем и равнодушие, безошибочно чувствуют и «отзеркаливают» педагогам их отношение на 100 процентов.
Работа в парах
Самый главный школьный ресурс – не деньги и не успеваемость, а педагоги. Большинство из 30 здешних учителей попросту «приросли» к своей школе: работают в ней много лет и детей, и проблемы, и успехи воспринимают как свои. Это дорогого стоит, а потому главная задача – накопленный опыт сохранить и приумножить в современных (а на базе этой школы открыта и действует «Точка роста» – центр цифрового и гуманитарного профилей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование») условиях. С этой целью в школе создана система наставничества, когда опытные педагоги передают свои знания и умения более молодым (или новеньким) коллегам. Так новому физику Светлане Викторовне Шашуриной помогает адаптироваться к новой школе опытный учитель химии Галина Юрьевна Салыкина. Физруку Татьяне Александровне Швецовой (она, к слову окончила сама эту школу) – ее бывший классный руководитель, учитель биологии Татьяна Вячеславовна Горбунова. Учителю английского языка Кристине Александровне Шалепиной – завуч по воспитательной работе Наталья Владимировна Черемисина. Примеры такой парной работы можно продолжать, но смысла в перечислении мало, он – в реальной поддержке коллегами друг друга, что, поверьте, особенно ценно в педагогическом коллективе.
Проекты для дела
Ставшая такой привычной и повсеместной, а оттого неизбежно формальной в иных организациях и учреждениях проектная деятельность в Шацкой средней школе дает конкретные результаты – улучшает школьную жизнь и среду. Это потому, что школьные проекты изначально выросли из всеобщего опроса детей, родителей и педагогов: «Какие проблемы есть в школе и какие из них нужно решать в первую очередь?» И если проблемы, по словам директора Ирины Александровны Скормилиной, все назвали очень быстро и с формулировками не затруднялись, то вот на тему, как именно их решить, обсуждений было много. И поскольку волшебной палочки, чтобы все решить, нет даже у директора, то выбрали тернистый путь написания проектов. Довольно скоро, правда, ученики поняли, что попробовать решить ту или иную школьную проблему через проект им никто не мешает, а наоборот. И работа, то есть создание и защита проектов, закипела. Так появились в Шацкой средней школе проекты «Геопарк», центр «Медиатека». А еще – школьные гимн, флаг и логотип, как результат реализации проекта «Моя школа – Шацкая средняя». И обязательная для всех школьная форма в едином стиле.
Все по форме
По словам директора, запрос на школьную форму изначально шел от учеников. От них же, правда, поступали и предложения, иногда почти фантастические по фасонам и кошелькам. Практически год ушел на то, чтобы учащиеся Шацкой средней школы нашли себе форму по душе и размеру. В итоге этой кропотливой и очень нервной работы получили синий как основной цвет формы, а как обязательные ее элементы: клетчатые галстук или бант, жилеты и логотип (его разработали сами ученики). Остальные части формы выбирают ученики вместе с родителями на свой вкус. Большинство остались довольны. А главное – проблему решили конструктивно с учетом мнения детей, родителей и педагогов.
Планы на будущее
В 2024 году Шацкая средняя школа, которая в 2019 году отметила вековой юбилей, войдет в программу капитального ремонта и серьезно преобразится. А уже в этом году здесь запланировали построить новую спортивную площадку, где беговые дорожки будут со специальным покрытием. В начальных классах откроют «парты Героев». В планах – установить памятные стелы о ставших известными в стране и регионе ее выпускниках. Всего же выпускников у Шацкой школы – порядка 30 тысяч человек. Впечатляет, не так ли?
Людмила Трухина
Фото предоставлено Шацкой средней школой