№43 (6347) от 18 июня 2025

Фестиваль искусств «Кремлёвские вечера» по традиции встретил гостей в историческом центре города

Зрителей приветствовали министр культуры Елена Рохлина и митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Тринадцатый по счету фестиваль, ежегодно проводимый областной филармонией, был посвящен Году защитника Отечества, 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, 185-летию великого русского композитора Петра Чайковского. Организационную поддержку оказали правительство области, Рязанская епархия, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, областной художественный музей.

Программа гала-концерта стала музыкальным приношением Петру Ильичу Чайковскому. В первом отделении прозвучала коронационная кантата «Москва» для солистов, хора и оркестра. Во втором отделении – концерт для скрипки с оркестром ре мажор и торжественная увертюра «1812 год», ставшая грандиозным финальным аккордом вечера. Солистами выступили Юлия Меннибаева (театр «Новая Опера», меццо-сопрано) и лауреат международных конкурсов, лауреат премии имени Л. Собинова Алексей Суханов (баритон).

Вокальный ансамбль из Москвы – Квартет ПРО подарил слушателям «Песни, рождённые сердцем». Уникальные вокальные данные позволяют музыкантам исполнять разнообразный репертуар – от классических произведений до современной эстрады.

Московский синодальный хор (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России Алексей Пузаков) выступил с программой «Душа народа». Один из старейших русских профессиональных хоров ведёт свою историю с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков. Статус Синодального он получил во времена реформ Петра I, оставаясь живым преемником певческой традиции, восходящей к русскому средневековью. В исполнении коллектива прозвучали русские духовные стихи, произведения Д. Бортнянского, П. Чеснокова, Я. Чмелёва, А. Вискова, М. Котельникова. В концерте приняла участие лауреат I Всероссийского конкурса русской песни памяти Л. Зыкиной, солистка Академического хора русской песни радио «Орфей» Мария Легусова.

14 июня гости фестиваля окунулись в атмосферу сказок, известных и любимых с самого детства. Прозвучал музыкальный спектакль «Жил да был Крокодил» по одноимённой поэме Корнея Чуковского.

В постановке приняли участие Государственный академический оркестр солистов «Русские узоры» (художественный руководитель и дирижёр Денис Забавский), солисты Московской государственной академической филармонии им. П.И. Чайковского и актёр «Театра на Покровке» Андрей Сумцов.

Государственный академический оркестр солистов «Русские узоры» был основан в 1970 году. Уникальность этого коллектива заключается в том, что исполнители, наряду с обычными инструментами русского народного оркестра (домрой, балалайкой, баяном), используют до двухсот малоизвестных старинных инструментов, которые изготовлены самими музыкантами.

В финале музыкального праздника, длившегося в Рязанском кремле целых три дня, обычно звучат шедевры русской оперной классики. Вот и на этот раз замечательная традиция была соблюдена. Зрителям подарили «Князя Игоря» – бессмертное творение одного из родоначальников отечественного музыкального искусства Александра Бородина в исполнении солистов московских театров «Новая Опера», «Геликон-опера», Рязанской филармонии, Рязанского камерного хора, Рязанского губернаторского симфонического оркестра. Концерт собрал около пяти тысяч зрителей.

В постановках различных театров по-разному смещались акценты в интерпретации характера князя Игоря. Но в концертном варианте оперы весь драматизм концентрируется в вокальных партиях героев. В исполнении солиста «Новой Оперы» Алексея Антонова князь Игорь Святославович предстает не жертвой собственной недальновидности и тщеславия, а могучим воином, патриотом Отчизны, на свой страх и риск принявшим решение о походе на разорителей русской земли и потерпевшим неудачу, которая была фатально предопределена разобщенностью русских князей. «Ни сна, ни отдыха измученной душе», – скорбит князь Северский, но не столько, кажется, по себе, сколько по своей Родине, которой никак не удается собрать волю в крепкий кулак, позабыть распри и начать путь к счастью. Русь – особая страна, и ей требуется такой же незаурядный крепкий правитель, государственный муж, ум великого патриота, свободный от мелочности. Князь Игорь берет на себя такую ответственность, совершая побег из плена хана Кончака и словно подвергая ревизии собственные ценности. Порукой в его скорых ратных успехах служит любовь Ярославны (солистка «Геликон-оперы» Юлия Ситникова). И никакое показное радушие хана, не лишенного, впрочем, благородства (солист «Новой Оперы» Константин Федотов), не может изменить решения Игоря, который, в отличие от сына (заслуженный артист республики Башкортостан, солист «Геликон-оперы», приглашенный солист Мариинского театра Игорь Морозов), не разрывается между Родиной и любовью к дочери врага, половецкого хана, Кончаковне (солистка «Новой Оперы» Полина Шамаева).

В сложное время нужно думать о судьбе Отчизны, а не предаваться высокомерию и эгоистическим мыслям (эту скверну души воплощает князь Галицкий, солист «Новой Оперы» Дмитрий Орлов) – этот посыл поэмы XII века «Князь Игорь» блестяще воплотили в сценических ариях московские и рязанские исполнители народно-эпической оперы, отразившей вековые думы русского народа и его мечту о процветании. Шквал аплодисментов долго не отпускал артистов со сцены.

Димитрий Соколов
Екатерина Стоцкая
Фото Александра Королева и Димитрия Соколова
(Использованы материалы Рязанской филармонии)

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое