№51 (5956) от 9 июля 2021
Блестящая премьера скопинского театра «Предел» – о лжи, верности и безвременье порока
Мы не умрем сегодня вечером. Но что-то в нас умрет, пытаясь защититься от ненависти и лжи.
С таким посылом молодежный театр «Предел» из Скопина представил в Рязани новую постановку – «Антигону» по пьесе Жана Ануя. Режиссер – заслуженный работник культуры РФ Владимир Дель – превратил историю со множеством героев в моноспектакль, все роли которого исполнила артистка Елена Талалаева. От античности в постановке тоже осталось мало: зрителям показывали современные костюмы и язык. Это лишний раз доказывает – классика остается собой в любом обличье.
Показ «Антигоны» прошел в культурном пространстве Fabrika. Несмотря на разгар лета, желающих посмотреть новое прочтение древней трагедии набралось на полный зал. И вниманием всех зрителей мастерски и безраздельно владела Елена Талалаева. Актриса перевоплощалась в юных и взрослых людей, мужчин и женщин, царей и челядь, меняя порой лишь обувь или верхнюю одежду. Антигона в версии «Предела» носит модные кроссовки, ее сестра Исмена – каблуки и алую накидку, а стражники – сапоги и плащи, напоминающие военную форму XX века. В этот вечер выражение «переобуваться на ходу» обрело новый смысл. Впрочем, тема лицемерия и короткой памяти – сквозная во всем спектакле. Именно лицемерие движет жестоким царем Креоном, который не позволяет племяннице Антигоне похоронить ее брата – изменника государства. Лицемерна и сестра главной героини Исмена, которая хочет лишь брать от жизни все и развлекаться – неважно, какой ценой. А хор, комментирующий события то голосом экскурсовода, то в стиле выпуска новостей, и вовсе безразличен и черств.
Владимир Дель рассказал, что в процессе работы над спектаклем они использовали разные источники, но вариант Ануя показался самым современным. В постановке мелькают современные слова и узнаваемые образы, звучит оглушающая и неумолимая поп- и рок-музыка, а живая мелодия язычкового ханга кажется тихим островком в океане страстей. Один из самых сильных моментов и вовсе завязан на библейских мотивах. После того как царь, не желающий понимать и принимать боль Антигоны за брата, убеждает ее «бросить дурить», выйти замуж и родить ребенка, она разражается тирадой на французском. Именно в эти секунды она объясняет свои мотивы – но зрители не понимают ее, как и Креон. Только публика готова простить, а властитель приговаривает девушку к казни, лицемерно умывая руки. В прямом смысле – водой над тазиком. Так была решена когда-то и участь Иисуса Христа, напомнил всем спектакль.
«Антигона» в версии Владимира Деля – это спектакль-ураган. Чтобы вывезти эту тяжелую, эмоциональную и страшную историю, Елене Талалаевой пришлось серьезно готовиться, в том числе физически. Нервы закалили репетиции, на которые нужно было ездить из Рязани в Скопин и обратно на протяжении девяти месяцев. А благодаря увлечению бегом артистке проще было быстро перевоплощаться. «Я бегаю полумарафоны и очень жду сентября, когда должен состояться забег в Москве», – рассказала Елена после спектакля. Такая самоотдача выглядит эталонной для каждого, кто связал жизнь со сценой – неважно, любительски или профессионально.
В ближайшее время Fabrika продолжит сотрудничество с «Пределом». На рязанской сцене покажут новую версию знаменитого спектакля театра «Интимный дневник отличницы», причем пускать на него будут только женщин. А посмотреть «Старосветских помещиков» по Н.В. Гоголю смогут все желающие. Афиша событий обновляется в сообществах в социальных сетях, и новых визитов скопинских артистов уже ждут многие рязанцы.
«Решение сделать моноспектакль было тоже своеобразным поступком. Елена сейчас настолько пластична, одарена и физически подготовлена, что мы не могли поступить иначе. И она – настоящий современный человек, думающий и чувствующий нерв сегодняшнего дня»
Владимир Дель, режиссер театра «Предел»
Татьяна Кармашова
Фото автора