№4 (6009) от 21 января 2022

В наступившем году российские и зарубежные продюсеры порадуют нас массой экранизаций известных классических и современных романов, детективов и фэнтези

Среди новинок большого экрана и стриминговых платформ «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Макбет» Уильяма Шекспира, «Поезд убийц» Котаро Исаки, «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггер, «Сила» Наоми Алдерман и «Жребий Салема» Стивена Кинга. Но и это еще не все. Почти два десятка экранизаций, на трех из которых я остановлюсь поподробнее, потому что сама планирую их посмотреть.

Пять лет на поиски спонсоров

Одна из самых первых мировых антиутопий была написана Евгением Замятиным в 1921-м. В 1932-м Олдос Хаксли продолжит тему, создав «О дивный новый мир» о жизни людей в Лондоне в 2541 году. А в 1949-м Джордж Оруэлл выпустит роман «1984», причем, откровенно будет говорить о влиянии Замятина на его творчество. О Замятине-гении и его влиянии на мировую литературу я писала в «Обзоре» на нашем сайте в статье «Замятин. Сто лет спустя».
Но сейчас речь идет об экранизации романа. Первую попытку «показать» книгу на экране осуществили в 1982 немцы. По телевидению они показали одноименную фантастическую драму чешского режиссера Войтеха Ясны, обладателя трех «Пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля. Но лента не получила отклика со стороны зрителей и быстро забылась.
В 2016 году француз Ален Буре снял черно-белую короткометражку под названием «Стеклянная крепость», представляющую собой нарезку из постановочных фото- и видеокадров. Перфоманс тоже не был оценен.
И вот в 2017-м стало известно, что и в России есть желающие экранизировать великий роман-антиутопию. Гамлет Дульян, мечтавший о съемках такого фильма со школьной скамьи, пять лет потратил на разработку проекта и поиски спонсоров, пока не нашел продюсеров – компанию «Большое кино». Съемки фильма, проходившие в 2018-м, давно закончены. Главную роль – инженера Д-503 – исполнит Егор Корешков («Восьмидесятые», «Психологини»), а компанию ему составят Елена Подкаминская, Филипп Янковский, Юрий Колокольников и другие артисты. Их игру уже можно посмотреть в тизере и трейлере фильма. Однако спецэффекты, как утверждают создатели ленты, из-за пандемии делают дольше обычного, поэтому премьера «Мы» состоится лишь в сентябре 2022 года.

Пароход «Карнак» вновь отправляется в путешествие

«Смерть на Ниле» по звездности своего актерского состава ничуть не уступает «Восточному экспрессу», вышедшему в 2017-м. Показ в кинотеатрах этой многострадальной ленты постоянно откладывался. Сначала из-за пандемии, затем из-за скандала с Арми Хаммером, сыгравшем в фильме персонажа второго плана. Несмотря на обвинения актера в насилии, вырезать Хаммера из киноадаптации романа Агаты Кристи Disney не стал – слишком уж дорогое удовольствие. «Да и чем другие звезды провинились?» – решили кинематографисты, благодаря чему уже 9 февраля в мире и днем позже в России мы вновь увидим на экране великого Эркюля Пуаро в исполнении Кеннет Брана, по совместительству, режиссера экранизаций уже двух романов Агаты Кристи.
Кстати, для меня Эркюль в исполнении Брана оказался вполне приемлем. По-моему, он получился довольно книжным. Хотя, если давать оценку всем экранизациям одного из самых известных и значительных романов Агаты Кристи, то лучшей из лучших можно считать работу британцев – сериал «Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше в главной роли. Вышедшая в 2004-м она быстро покорила сердца любителей детективов. Теперь у нас есть возможность сравнить.

Чтобы сыграть Воланда, он заговорит по-русски

Культовый незавершенный роман Михаила Булгакова, работа над которым началась в декабре 1928 года и продолжалась вплоть до смерти писателя, экранизировали не раз. Фильмы, телесериалы и даже короткометражка выходили за рубежом и в России. Но многие попытки снять свою версию «Мастера и Маргариты», как известно, так и не были реализованы.
И вот в 2018 году фильм входит в список кинопроектов, которым Фонд кино выделяет государственную поддержку. Снимать его должен режиссер фильмов «Легенда N 17», «Экипаж», «Волкодав из рода Серых Псов» Николай Лебедев. Но пандемия меняет планы – производство картины, которая должна была выйти на экраны страны в 2021-м, к 130-летию Булгакова, приостановлено, а режиссерское кресло занимает создатель фильма «Серебряные коньки» Михаил Локшин.
В июле 2021-го съемки все же стартуют. Юлии Снигирь достается роль Маргариты, а вот Мастером становится ее 42-летний супруг Евгений Цыганов. Тогда же на роль Воланда команда проекта приглашает актера фильма Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» Аугуста Диля. До этого актер не снимался в российском кино, но ради нового проекта заговорил по-русски. Привлечение западного артиста в проект, по мнению продюсеров, логичный ход, ведь и в романе Булгакова Воланд описывается как иностранец. Кроме того, обеспечить участие зарубежной звезды позволил бюджет «Воланда», который составил более миллиарда рублей.
Несмотря на то, что съемки фильма были завершены в ноябре прошлого года, продюсеры объявлять дату выхода фильма на большие экраны не торопятся. Известно только, что это будет 2022-й год.


Комментарий

Евгений Цыганов, актер:

– Понятно, что «Мастер и Маргарита» – культовое и всеми любимое произведение, а значит, образ Мастера у каждого свой и создать тот образ, который бы убедил и удовлетворил всех, невозможно. Но я надеюсь, что мы с авторами фильма пойдем не по пути лубочной иллюстрации. Мне очень нравится сценарная задумка и выбор режиссера.
Конечно, это непростое решение и для меня. Риск велик. Есть мнение, что роман сопротивляется постановкам в кино и театре, и на сегодняшний момент нет ни одной экранизации, которая нравилась бы лично мне. Но творческий вызов интересный и для меня, и для всей съемочной группы, и именно так сложились обстоятельства. А когда работаешь с таким материалом, к знакам надо прислушиваться.


Эти известные романы не раз экранизировали.
Екатерина Детушева предлагает посмотреть их новые киноверсии

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое