№51 (5956) от 9 июля 2021
О трагедиях, случавшихся в СССР, снято немало фильмов. Но они продолжают волновать умы как отечественных, так и иностранных сценаристов и режиссеров
Трагическая история дятловцев
Одна из таких историй легла в основу сериала «Перевал Дятлова» и буквально взорвала откликами интернет. Осенью прошлого года фильм, о котором я писала ранее в рубрике «Афиша», прошел в эфире телеканала ТНТ и на видеоплатформе PREMIER. Мало кто не знает историю о группе советских туристов во главе с Игорем Дятловым, которые отправились в лыжный поход в окрестности горы Холтчахль на севере Свердловской области. Девять студентов погибли страшной смертью зимой 1959 года.
Эта история, дополненная вариациями на тему «что же стало причиной гибели молодых ребят», оказалась настолько резонансной, что слава о труде режиссеров и продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова вышла далеко за пределы России. Права на показ сериала приобрело немецкое подразделение компании Walt Disney, с начала июля картину уже смотрят в Германии и Австрии. Совсем скоро проект запустят на территории скандинавских стран, включая Данию, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию.
А буквально за неделю до выхода фильма за рубежом в нашей стране произошло еще одно событие, связанное с трагической историей, случившейся на перевале Дятлова. На склоне горы, где и произошла трагедия, была установлена четырехметровая скульптура, автором которой стал художник новой волны российского авангарда Григорий Эмви. Работа представляет собой изображение каменной вершины, по которой взбираются и спускаются туристы.
– Этот памятник – собирательный образ того, что на нашем пути по жизни могут возникнуть препятствия разного рода: от борьбы с природными катаклизмами, до проблем личностного характера. Никогда не сдавайтесь, потерпеть поражение можно за считанные секунды и буквально в паре шагов до успешной концовки, и как результат – ты теряешь все. Работа в команде – также ключевой момент. Пускай мы воздвигли историю – мемориал и память о 9 погибших, но лично для меня, как для создателя, – это намного больше. У каждого из нас может случиться свой личный перевал Дятлова, и крайне важно справиться со всеми невзгодами, – отметил Григорий Эмви.
Похож или не похож?
Лично я таким вопросом не задавалась, когда начала просмотр сериала «Чикатило». Понимала, что будет сложно. Но притягивало две вещи. Первое, драму снял Сарик Андреасян, специализирующийся на комедиях. Второе, в главной роли оказался опять же комедийный актер – Дмитрий Нагиев.
Так почему же меня эти факты привлекли? Потому в 2018-м я посмотрела «Непрощенный». Нет, не тот, вышедший годом ранее американский эпос, основанный на реальных событиях, про осетинского строителя и архитектора Виталия Калоева, потерявшего семью и убившем авиадиспетчера. Там еще Арнольд Шварценеггер в главной роли снялся. А наш фильм, снятый Сариком, с Нагиевым в главной роли. И ни разу за весь сеанс в кинозале я не вспомнила ни про «прапора», ни про «физрука», которых он играл ранее. Это была качественная, очень эмоциональная драма с прекрасной актерской игрой и полным перевоплощением.
А что же «Чикатило»? Минусов, скажу честно, хватает. Многовато «клюквы», хоть это и про поздний Советский Союз. Не хватает динамичности сюжету. Герои в своих образах как-то либо слишком уж суровы, либо слишком просты, либо чересчур амбициозны. Словно есть лишь белое и черное. Без оттенков.
Но в целом фильм очень, как сейчас принято говорить, атмосферный – словно на машине времени в прошлое переместилась. Привлекает и романтическая линия (а она там есть). И, конечно, игра актеров: помимо Дмитрия Нагиева в сериале снялись Константин Лавроненко, Дмитрий Власкин, Юлия Афанасьева, Георгий Мартиросян и другие. Но главный герой, вернее актер, сыгравший его, заслуживает особого внимания. Нагиев оставляет злодея злодеем. На протяжении всего фильма не перестаешь ловить себя на мысли: как это – вот он обычный, немного даже забитый, человек, а вот – безжалостный душегуб, растерзавший почти 50 человек.
– Я застал эти события, прекрасно их помню и сразу хочу сказать, что это не документальное кино, это художественное произведение и задачи создать полное внешнее сходство с Чикатило у нас не было. Я взялся за эту роль – рискнуть. Я не рисковый человек по жизни, а вот здесь подумал: «А может быть, у меня получится то, что ни у кого не получалось до того?» Думаю, что этот сериал будет бомба, реальная бомба. В том или ином виде это будет шок! – заявил Нагиев и не ошибся.
Кому-то первый сезон понравился, кому-то нет. Но все ждут его продолжения, потому что очень уж неоднозначной оказалась его концовка.
Комментарий
Дмитрий Нагиев:
– У меня были сомнения, даже метания, потому что для актеров есть опорные вещи в роли, а вот здесь – не на что опереться. Чикатило – откровенная мразь. Я с удовольствием играю положительных героев, отрицательных героев или слабых людей, но я не умею и не хочу играть мерзких, мерзких на уровне физиологии. Как ни парадоксально, именно это и помогло мне понять глубину мерзости этого персонажа, именно физиологические вещи, которые я придумывал. На съемках этого сериала мне было страшно и отвратительно.
Женское лицо блокады
А теперь о сериале, который только-только планируется к выходу. Майкл Херст, наиболее известный как автор сериалов «Викинги» и «Тюдоры» и исполнитель роли Иолая в культовом сериале про Геракла, приступает к работе над сценарием для сериала по книге Анны Рид «Ленинград: Эпическая осада Второй мировой войны, 1941–1944». Английская писательница и журналист, работы которой посвящены истории Восточной Европы, в своей книге использует воспоминания из дневников представительниц ленинградской интеллигенции, таких как Вера Инбер, Ольга Берггольц, Лидия Гинзбург. Именно через женский опыт Херст и намерен показать столь сложный для жителей Ленинграда период жизни, как блокада.
– Большинство наших главных героев – женщины, и не только потому, что их часто упускают из виду или даже игнорируют в исторических хрониках, но и потому, что в то время как многие ленинградские мужчины ушли на войну и погибли в бою, женщины остались. Я думаю, что совершенно правильно рассказывать историю осады через женский опыт, – отметил Херст.
Трагические моменты истории вместе с читателями изучала Екатерина Детушева