kinopoisk.ru

№15 (5920) от 5 марта 2021

Фильм «Офицеры», которому летом этого года стукнет 50, принято показывать на 23 февраля. А зря! Это фильм про офицерскую жену. Именно так он задумывался. И именно таким, на мой взгляд, и получился.

Есть такая профессия – Родину защищать!

Всем известно, что эта крылатая фраза принадлежит министру обороны СССР Андрею Антоновичу Гречко. Именно по его заказу и начались съемки фильма «Офицеры», который должен был стать двухсерийным, рассказывать о нелегкой судьбе офицерских жен, но… Сценарий Бориса Васильева – автора повести «А зори здесь тихие…» – киностудия посчитала длинным. Первая серия должна была захватить период «Большого террора» и окончиться арестом и тюремным сроком главных героев, во второй серии с началом Великой Отечественной войны их выпускали, чтобы отправить на фронт. Однако, по требованию «высшего руководства», сцены репрессий и сталинских лагерей из фильма были исключены. Остался лишь диалог-намек в финальной встрече двух поседевших друзей-офицеров – «Ты? Жив!»
Премьера фильма прошла в июле 1971-го в кинотеатре «Россия». Зал был полупустым, и ничего тогда не предвещало триумфа «Офицеров». Георгий Юматов думал, что картина обречена на провал, так как считал режиссера Владимира Рогового неопытным. Его персонаж казался ему поверхностным и недалеким
А Василия Ланового, как известно, уговаривали сыграть Ивана Варавву – он категорически не верил в героя, который всю жизнь был безответно влюблен в жену друга.
– Неинтересно и нежизненно играть героя, всю жизнь безнадежно влюбленного в жену друга. Я не мог понять своего героя, – рассказывал Василий Семенович. – Он – отважный, красивый, а всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. То, что мне удалось сыграть Ивана Варавву так, что тысячи юношей (а мне рассказывал об этом тогдашний министр обороны Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко) решили связать свою жизнь с армией, заслуга и режиссера Владимира Рогового. Он четко определил мою роль: «Василий, на тебе вся романтическая часть нашей трагической истории, ее свет, ее мечта. А реальность трагедии – на Юматове и Покровской». И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я, наверное, все-таки романтик. И по-прежнему верю в светлое начало в человеке. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих.
Фильм полюбился миллионам. За необычность сюжета, вместившего в себя историю жизни сразу трех поколений военных. За прекрасную актерскую игру и искренность истории. За образ жены офицера: героиня Алины Покровской стала символом всех жен военно­служащих.

Не встретил такую, как твоя жена…

На роль Любы пробовались Лужина, Гурченко, обе Вертинские, Чурсина, Печерникова, Семина, Немоляева, Мирошниченко, Голубкина, Покровская… Роговой остановился на Елене Добронравовой, актрисе-вахтанговке. Но режиссер и исполнительница главной роли очень по-разному трактовали взаимоотношения Вараввы и Любы. Актриса настаивала, чтобы ее героиня тоже питала к сослуживцу своего супруга не только платонические чувства. Скандал за скандалом привел к тому, что Добронравову сняли со съемок, и тут же начали искать новую актрису. Времени на это почти не было, поэтому решили обратиться к тем, кто пробовался раньше. Исполнительница роли Любы нашлась только с третьей попытки – утвердили Алину Покровскую, актрису театра Советской Армии.
Алина Станиславовна, которой тогда было чуть за 30, с радостью согласилась играть, как она думала, молоденькую девчонку. Тем более она была не понаслышке знакома с творчеством Бориса Васильева, автора сценария – у себя в театре она играла Женю Комелькову в спектакле по его повести «А зори здесь тихие…»
После выхода картины на нее просто обрушилась всесоюзная слава. Покровская получила такую большую любовь и признательность зрителей, на какую не рассчитывала даже в самых смелых мечтах. Ее называли «русская Грета Гарбо» или искали сходство с Симоной Синьоре.
Возможно, у Алины Станиславовны и были шансы повторить успех, но она не стремилась становиться кинозвездой, ее больше привлекали театральные подмостки. После этого фильма она еще снялась в рейтинговых проектах – «Трое в лодке, не считая собаки», «Нежданный гость», «Слабости сильной женщины», «Кодекс бесчестия»… Но в целом, как не раз подчеркивала в интервью актриса, «роман с кино» у нее не сложился.
– Я кино, в принципе, не люблю. Я себя в нем неуютно чувствую. Мне нужен зритель, его глаза, дыхание зала, энергетика театра. Нужен рядом партнер, которому я смотрю в глаза сейчас и не навсегда, потому что завтра все будет уже по-иному – на это действует и твое давление, и природное, и настроение парт­нера, и вообще все, что угодно. Слава богу, я до сих пор довольно много играю на сцене.
Вот уже 60 лет Покровская служит в Театре Российской армии. Это для нее и дом, и место силы, где она до сих пор не почивает на лаврах, а творит, выдумывает, пробует. «А зори здесь тихие», «Дядя Ваня», «Святая святых», «Дама с камелиями», «Ваша сестра и племянница» (королева Елизавета), «Британик», «Волки и овцы»… А в прошлом году к своему юбилею Алина Станиславовна выпустила моноспектакль «Баба голубиная» по мотивам пьесы «Любовь и голуби» только тридцать лет спустя. И это тоже история сильной духом женщины, прошедшей сложные испытания, потерю близких и родных. История, в которой затейливо переплетается трагическое и смешное. История женщины, умеющей прощать и не потерявшей способность любить.


Это интересно:

Несмотря на заказ самого министра, в работу начинающего режиссера – Владимир Роговой до этого самостоятельно снял лишь один фильм – мало кто верил. Киночиновники дали ленте третью категорию и выпустили в середине лета в очень ограниченный прокат, почти без рекламных афиш. Вмешался маршал Гречко, жалоба дошла до Брежнева. И уже осенью началось триумфальное шествие «Офицеров» по советским экранам. Картина стала лидером проката, заняв в 1971 году первое место по посещаемости: «Офицеров» посмотрели 53,4 миллиона зрителей. В том же году читателями журнала «Советский экран» лента «Офицеры» была названа фильмом года, а Василий Лановой – лучшим актером года.

По сюжету фильма внук Трофимовых Иван выбрал службу в ВДВ. Этот факт в сценарий фильма был внесен по просьбе генерала армии Василия Маргелова, в то время – командующего ВДВ. По его же инициативе в фильме появились кадры учений с участием ВДВ.

После триумфа «Офицеров» множество мальчишек по всей стране пошли в военные училища. Число поступающих увеличилось в 20 раз.

В 2013 году в Москве был установлен памятник героям фильма «Офицеры». Скульп­турная композиция воспроизводит сцену из финала фильма, когда спустя много лет Иван Варавва встречает Алексея и Любу Трофимовых с маленьким внуком. Памятник стоит рядом со зданием Министерства обороны России.


Вместе с вами пересматривала фильм Екатерина Детушева

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое