№86 (5991) от 12 ноября 2021

Сколько сегодня стоит новая машина?

Покупка новой машины в автосалоне для большинства людей всегда была очень важным и ответственным событием. В пандемийную эпоху этот квест еще больше усложнился. Мало того что необходимо умудриться избежать разных вариантов лохотрона с покупкой машины, так еще и оплаченный автомобиль можно получить по двойной цене на вполне законных основаниях.

Погоня за «допами»

Пандемия существенно повлияла на автомобильный рынок, коснувшись не только подержанных машин, но и автосалонов. Дефицит автомобилей развязал руки дилерам, которые отказываются продавать машины без дополнительного оборудования. К стоимости прибавляют от 200 тысяч до 1 млн рублей и даже больше (на автомобили представительского класса). И это без учета того, что цены на весь автопром выросли более чем на 20% с начала года.
«Еще в прошлом году хотел покупать себе новую «Шкоду Рапид», – делится опытом рязанец Иван Подшивалов, – но не получилось взять, деньги потребовались на постройку дома. А сейчас мне на нее просто не хватает денег без кредита. Прошлой осенью за базовую комплектацию просили около 1 млн рублей, сейчас цены начинаются от 1,3 млн и это без «допов». По словам автомобилиста, самое интересное как раз и скрыто в слове «допы». Продавцы предлагали ему купить машину в нужной комплектации с завода через три месяца или взять что-то из того, что есть в наличии, но с большим набором дополнительного дилерского оборудования.
«Допы» – это основная статья дохода автосалона, которую составляет продажа дополнительного оборудования. Именно поэтому менеджеры по продажам активно навязывают покупателям такие «допы», как сигнализация, парктроник, стерео-система и многие другие, вплоть до брызговиков. Чем больше «допов» вы купите, тем больше прибыль автосалона, и премия менеджера по продажам. По данным источников «РВ», сегодня на рынке практически все популярные модели автомобилей можно купить только с приличным пакетом «допов», которые часто стоят, как еще одна машина.
Конечно, в автосалонах возразят, что автокомпаниям сложившаяся ситуация тоже выгодна, но, слукавят, потому что производители начисляют дилерам дополнительные скидки за продажу машин с дополнительным оборудованием. Это серьезно сказывается на рентабельности любого автосалона. Кроме того, если хорошо разбираться в экономике автомобильного ритейла, то нельзя забывать о таком понятии, как «кумулятивная маржа». Высококонкурентный рынок продажи новых автомобилей вынуждает дилеров зарабатывать на всем, начиная от страховки, заканчивая перепродажей автомобилей из трейд-ин. А постпандемийный спрос на автомобили уже позволил многим авторитейлерам перевыполнить план.
«Законодательство никак не защищает покупателя от дилерского произвола с допоборудованием. Единственной зацепкой для клиента может быть только зафиксированная письменно где-либо цена», – считает профессиональный подборщик автомобилей Алексей К. По его словам, иногда купить для клиента новый автомобиль без «допов» бывает сложнее, чем подобрать машину на вторичном рынке у частника. «На самом деле это даже не какое-то серьезное оборудование, заметно изменяющее комплектацию автомобиля. Под этим видом покупателям часто продают невидимые пакеты, в которые за 250 тысяч рублей входят аптечка, сеточка в решетку радиатора и полировка кузова», – поясняет эксперт.

На чьей стороне закон?

Для того чтобы выяснить так ли это, мы обратились в управление Роспотребнадзора по Рязанской области, где нам подтвердили, что в последнее время наблюдается рост количества обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах.
Типичные нарушения прав потребителей в этих обращениях связаны с недостоверной стоимостью автомобилей, навязыванием предварительного договора с передачей первоначального взноса, недостоверной процентной ставкой для кредитных договоров на машину, а также классическое навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля. Поэтому эксперты Роспотребнадзора советуют выбирать автосалон с хорошей репутацией и тщательно изучать договор купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки автомобиля. При этом наиболее безопасной является оплата банковской картой, а при оплате наличными необходимо обязательно получить документ, подтверждающий факт внесения денежных средств, и контрольно-кассовый чек.
Алексей К. считает, что особое внимание надо уделить этапу получения самой машины. «Перед тем как забрать автомобиль, нужно его осмотреть на наличие дефектов – царапин и вмятин. Еще один важный аспект – сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно проверьте, работает ли освещение, дополнительное оборудование», – дополняет он коллег. По его словам, после подписания акта приема-передачи автомобиля, повлиять на устранение выявленных недостатков будет значительно сложнее.
При этом в Роспотребнадзоре отметили, что навязывание дополнительных товаров и услуг запрещено статьей 16 Закона «О защите прав потребителей». Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб – предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту пострадавших потребителей.
Сегодняшняя реальность такова, что автомобильная отрасль живет в ситуации жесткого дефицита. И именно это стимулирует повышение цен. Пока есть клиенты, готовые покупать автомобили, автосалоны продолжат свою политику, ведь не каждый покупатель готов жаловаться в Роспотребнадзор, когда стоит вопрос получить желаемую машину сейчас или через полгода.


Новости автоклуба

Правительство поддержало законопроект об отмене обязательного техосмотра автомобилей

Согласно законопроекту, от обязательного технического осмотра освободят владельцев «легковых автомобилей и мототранспортных средств», используемых в личных целях. При этом он не будет распространяться на такси и другой транспорт, перевозящий пассажиров, а также на персональные средства, действующие в служебных целях. Также техосмотр будет необходим при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов.
Как сообщает ТАСС, по техническому регламенту Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется в виде «предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» изменения, дальнейшей проверки безопасности и техосмотра.
Правительство поддержало законопроект и предложило внести эти правки в текст проекта, чтобы он соответствовал договору о ЕАЭС. Ранее комитет Госдумы по транспорту рекомендовал принять законопроект в первом чтении.


В следующем выпуске «Автоклуба» мы попробуем купить авто в салоне по реальной цене, обойдя все накрутки, и дадим рекомендации, как торговаться с дилером. Продолжение следует…

Александр Джафаров


Самое читаемое