Совокупный объем инвестиций в 30 наиболее перспективных автодорожных проектах, реализация которых может стартовать в 2025–2030 годах, превышает 2,76 трлн рублей. Это следует из расчетов ВТБ Инфраструктурный Холдинг, представленных в рамках ПМЭФ-2025.
Крупнейший проект списка — объединённый проект строительства семи участков трассы Джубга — Сочи, проектирование которой завершится к 2026 году по планам ГК «Автодор». Один из участков — обход Адлера — уже находится в стадии строительства. Предварительная стоимость оставшихся участков составляет более 1,3 трлн рублей. Такие данные содержатся в отчете ВТБ Инфраструктурный Холдинг «Автодорожная инфраструктура: проекты, инвестиции, перспективы».
За счёт масштабности данного проекта наибольший объём инвестиций (около 51%, или 1,42 трлн рублей) приходится на Южный федеральный округ. В тройку лидеров также вошли Приволжский округ (513 млрд рублей, 9 проектов) и Северо-Западный округ (297 млрд рублей, 4 проекта). На долю этих трёх округов приходится около 80% потенциальных вложений.
Среди лидеров по объёму возможных вложений на региональном уровне:
• Краснодарский край — 1,38 трлн рублей,
• Нижегородская область — 303 млрд рублей,
• Санкт-Петербург и Ленинградская область (совместно) — 252 млрд рублей,
• Приморский край — 133 млрд рублей,
• Республика Башкортостан — 131 млрд рублей.
На эти регионы в совокупности приходится 79,5% всех потенциальных инвестиций в рамках топ-30.
Виталий Сергейчук, член Правления банка:
«Сегодня автодорожная инфраструктура — это не просто строительные объекты, а фундамент для развития экономики регионов. Инфраструктурные проекты создают точки роста в регионах, стимулируют строительство, логистику и занятость. Потребность автодорожной отрасли во внебюджетном финансировании в ближайшие годы останется высокой. Для запуска новых проектов будет важна активность регионов и частных инвесторов в использовании инструментов, облегчающих финансовую нагрузку на проекты. Среди ключевых инструментов поддержки отрасли отмечу государственно-частное партнерство, инфраструктурные облигации, специальные казначейские кредиты и капитальные гранты. Их своевременное применение поможет сгладить волатильность строительного рынка, снизить нагрузку на бюджеты регионов и обеспечить реализацию масштабных инициатив даже в условиях ограниченного государственного финансирования».
По мнению экспертов, создание пула перспективных инфраструктурных проектов — не только автодорожных — с согласованным на государственном уровне форматом реализации на длительном горизонте могло бы существенно ускорить развитие отрасли. Такой подход обеспечит устойчивость и предсказуемость для всех участников рынка, а также мобилизует ресурсы для достижения максимального социально-экономического эффекта.