№15 (5920) от 5 марта 2021
Творения основателей «Бубнового валета» – ода жизни, иронии и игре
«Но, как всегда, найдется вдруг чудак: этот чудак все сделает не так, и его костер взовьется до небес…» В истории русской живописи начала XX века было целое сообщество подобных хулиганов и экспериментаторов – «Бубновый валет». Судьбы этих мастеров, стремившихся вернуть живописи древнюю выразительность и самодостаточность, были непростыми и порой даже трагичными. А их наследие, как это часто бывает с авангардистами, по достоинству оценили лишь многие десятилетия спустя. И все же этот огонь не угас: стараниями энтузиастов-коллекционеров шедевры художников «Бубнового валета» дошли до наших дней. И дарят первозданные ощущения чистого цвета, линий и форм, в которых заключена энергия жизни.
Экспозиция «Бубновый валет: звезды и спутники» стала доступна рязанскому зрителю благодаря сотрудничеству областного художественного музея с московскими коллекционерами Валерием Дудаковым и Мариной Кашуро. Летом 2020 г. они уже предоставляли музею коллекцию работ советских художников авангардистов 1960-х гг., которая стала выставкой «Непокорные». Теперь Валерий Александрович и Марина Константиновна знакомят город и область с многогранным, оригинальным и дерзким искусством мастеров, которые стремились найти свой путь, противоположный реализму. «Бубновый валет» переосмысливал живописные жанры, создавал выразительные плакаты и театральные афиши, вдохновлялся западноевропейскими течениями – фовизмом, кубизмом и другими. Вглядимся, например, в полотно «Чайки» Леопольда Сюрважа: это настоящий лабиринт впечатлений и фантазий, где ощущения от встречи с морем и птицами блестяще переданы и цветовой гаммой, и динамичными формами. А «Прогулка» Михаила Ларионова – интереснейший пример того, как можно «сломать», но не испортить традиционный пейзаж. Импрессионистская цветовая гамма сохранена, но зрителю нарочно не дают сосредоточиться ни на чем на картине, пока не приходит осознание: главное – личные воспоминания о той или иной прогулке, а зарисовка лишь наводит на них, как компас.
А еще в этой экспозиции представлено немало творений художниц. Изучая их, понимаешь, что особого женского пути в искусстве на тот момент и не представлялось. Женщины так же увлеченно исследовали абстрактные формы и сочетания цветов, обращались к древнерусскому искусству и лубку, стремились к индивидуальности. И их творческие находки не просто повлияли на мировую культуру, моду и развитие женского движения. Они сохранили в себе особую энергию Космоса, древнюю, но несущую обновление и расцвет. А в самом начале весны все это так хочется почувствовать и сохранить в себе! И сделать это можно будет еще долго: экспозиция останется в залах художественного музея до 20 мая.
Татьяна Кармашова
Фоторепродукции автора