№39 (5944) от 28 мая 2021
Детство в 1980-е – это пионерские лагеря, отдых, друзья и первые влюбленности.
Детство в 1990-е – тотальный дефицит, дикая мода и нестандартные развлечения. Или нет? Или я все путаю?
Точно путаю, потому что киноленты, о которых поведу сегодня свой рассказ, показывают общепринятую картину мира под иным углом.
Будь готов! Всегда готов!
Начнем с 1980-х. Именно в конце восьмидесятых я начала ездить с сестрой в пионерские лагеря – островки некоей оторванности от обычного домашне-школьного уклада жизни, удаленности от родителей, ранних подъемов, таких милых и внимательных девочек-вожатых, песен-речевок, купаний по 10 минут в местном озере и ожидания двух главных чудес смены – военизированной «Зарницы» и романтического последнего «Костра».
Чудесная картина моего детского мира иначе выглядит в книге Алексея Иванова «Пищеблок», написанной в 2018-м. А теперь и сериал одноименный вышел.
Что уж говорить, киноиндустрия Иванова очень любит: уже экранизированы «Географ глобус пропил», «Ненастье» и «Тобол», недавно завершились съемки фильма по роману «Сердце Пармы». А в октябре ждем фильм «Общага-на-Крови». И, наконец, «Пищеблок» – история пионера Валерки, который приезжает в лагерь и сталкивается там с вампирами.
Действие как в романе, так и в сериале происходит в год Олимпиады–1980 в образцово-показательном пионерлагере на Волге. Но, как поясняет автор, «советское» в романе – только фактура, необходимая, чтобы поговорить о сложном взаимодействии детской фантазии, реальной жизни и навязанных властью стереотипах поведения. И тут же предостерегает:
– Не стоит видеть в «Пищеблоке» гневный плакат. Роман сложнее плаката. Кроме проблемы идеологии в «Пищеблоке» есть мир детства, и этот мир занимает большую часть романа.
Итак, в мистической фантастике по роману Алексея Иванова в лагере «Буревестник» по ночам исчезают пионеры, а потом возвращаются уже идеально послушными. Сюжет о пионерах-антигероях, которые пьют кровь и служат темному властелину, взялся экранизировать Святослав Подгаевский – режиссер, который специализируется на киноадаптациях нового российского фольклора. Именно им создана «Пиковая дама: Черный обряд», «Русалка. Озеро мертвых», «Яга. Кошмар темного леса». Самого Подгаевского материал книги увлек вовсе не своей страшной стороной, а неожиданным взглядом на детство в СССР:
– Иванов ясным, иногда даже наивным языком рассказывает о довольно сложных взаимоотношениях героев. Вроде бы знакомые вещи – воспоминания о детстве, о том, как все было устроено в Советском Союзе, – но рассматриваются они под совершенно иным, непривычным углом.
Кстати, это самый «иной угол», на мой взгляд, в сериале удалось даже расширить. Так пионерская страшилка, а вернее, веселая пионерская повесть с элементами мистики, превратилась в ностальгическую драму. Сериал стал более психоделическим и напряженным. В любом случае, только-только стартовавший на «Кинопоиске», он заслуживает нашего внимания. К тому же, говорят, в последней серии нас ждет что-то совершенно невероятное с точки зрения визуальных эффектов в момент финальной битвы с главным вампиром.
По крышам бегать, голубей гонять
Ей 13, она носит розовые очки и яркие лосины. Она мечтает выступать на сцене и однажды выйти замуж за Сережу. Парни из боксерской секции ее дяди для Маши – лучшие друзья. Они любят и защищают ее, а Маша поет им джаз. Беда лишь в том, что дядя Маши – не просто ее крестный, но и настоящий Крестный отец в городе, а ее друзья – не просто боксеры, а настоящие убийцы. Действие происходит в те самые лихие девяностые.
Фильм «Маша», вышедший в этом году на большие экраны в России, а сейчас доступный в онлайн-кинотеатре KION, совсем недавно был продан для показа на HBO Central Europe, покрывающую территории Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Хорватии, Словении, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии и Молдовы. И будет показан 5,5 миллионам зрителей уже в октябре.
В чем же суть успеха истории взросления 13-летней девочки в 1990-е? Думаю, все в том же, что и в случае с «Пищеблоком» – в личном отношении автора к происходящему-пережитому. Дело в том, что дебютная картина сценариста и режиссера Анастасии Пальчиковой – ее личная история. Дополненная, доработанная, и все же личная.
– Когда стреляли, мы сразу ложились на землю под машину, никто не пугался, – в 1990-е автор, как и главная героиня фильма, ходила в английскую и музыкальную школы, слушала джаз и наблюдала за происходящим из своего окна сквозь розовые очки. А за этим самым окном гремела безвкусная музыка, бандитские разборки и выстрелы.
Драма показана глазами ребенка, который взрослеет. Показана мастерски не только благодаря хорошо выписанному сценарию, но и очень органичной игре Полины Гухман. Если в «Пищеблоке» по-настоящему переживаешь за Валерку (Петр Натаров), Игоря (Даниил Вершинин) и Веронику (Ангелина Стречина), то в «Маше» все внимание, конечно, достается единственной главной героине. Даже признанная актерская игра киношного «дяди» Максима Суханова немного отходит на второй план. Впрочем, как и игра Анны Чиповской, исполнившей роль Маши повзрослевшей и столь эффектно поставившей точку в конце драмы.
Ну, а еще одним полноправным героем картины, ради которого стоит посмотреть «Машу», по праву можно считать музыку. Или мне она легла, потому что я люблю джаз?
Комментарий
Анастасия Пальчикова:
– Весь мир давно идет по пути гуманизации. Мы становимся человечнее с каждым годом. То, что еще десять лет назад было в порядке вещей, сейчас вызывает ужас. И смешно, конечно, звучит, но Россия тут не исключение. Просто у нас все происходит тяжелее, кровавее и дольше. Но мы ни за что не сможем избежать этих перемен, как бы мы ни сопротивлялись. Я думаю, это необратимый процесс, если не случится каких-то глобальных внешних событий. Разница между обществом, которое было в мои 13 лет, и тем, которое сейчас, огромная.
В детство и отрочество 1980-х и 1990-х вместе с читателем окунулась Екатерина Детушева