От дневника до реактора


386

Среди событий уходящей недели особое место занимает Международная выставка «Иннопром-2019» в Екатеринбурге и проходящий там же второй Глобальный саммит по производству и индустриализации. В них принимают участие представители многих стран. На них побывал и российский Президент Владимир Путин.

Акцент в контексте этих событий, наверное, стоит делать не только и даже не столько на сегодняшних достижениях, сколько на том, каким станет наше индустриальное завтра и как оно будет влиять на общую картину мира.

Именно об этом говорил российский Президент, выступая перед участниками Глобального саммита. Как технологическая революция, коренным образом меняющая наши традиционные представления о производстве, повлияет на общую картину мира, на его экологическую составляющую? Готовы ли мы встретить новые вызовы, которые возникают в связи с уже происходящими глобальными изменениями в природе и напрямую связаны с деятельностью человека? События этого лета в Иркутской области – это не ЧП местного значения. Это тревожный сигнал, который посылает нам природа.

Вопросов возникает множество. Как найти на них ответы, которые были бы верны с точки зрения науки и приемлемы с точки зрения экономики? Чем человечество ответит на вызовы нового века? И готово ли отвечать?

А отвечать придется. И не только тем, кто уже озабочен этими проблемами, но и тем, кто сегодня пока еще штурмует приемные комиссии, выбирая свою дорогу во взрослой жизни. Активная фаза приемных компаний идет сегодня и в вузах, и в колледжах. Чем она отличается от прежних?

По мнению специалистов, изменяются ориентиры у сегодняшних выпускников школ.

Все больше становится тех, кто после девятого класса уходит учиться в колледж. И конкурсы там становятся весьма нешуточные. Похоже, наконец-то прошло время, когда всем классом шли в вуз. Родители и их чада сегодня осознали: университетский диплом – не гарантия дальнейшего безбедного существования. Сколько у нас по городу выпускников с солидно звучащими специальностями, прописанными в их дипломах, работают в сфере торговли и услуг на весьма далеких от выбранных профессий местах? Хочешь и дальше грызть гранит науки? Система непрерывного профессионального образования тебе в помощь. Но насколько обязательно иметь диплом факультета международных отношений для того, чтобы работать в салоне связи?

Сегодня практически во всех отраслях сложилась довольно интересная картина: при наличии достаточно солидного количества выпускников вузов самого различного профиля везде недостает кадров. В том числе и в образовании.

На этой неделе в профильном комитете Госдумы рассматривали поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ». В частности, в статьи 46 и 108. Суть в том, что они дали бы возможность допустить до работы в школах студентов старших курсов.

Не секрет, что сегодня в наших школах дефицит преподавателей. Не хватает учителей математики и иностранного языка, учителей физики и химии, начальных классов. Как подсчитали в Минобразовании, через десять лет нехватка педагогических кадров составит около двухсот тысяч. При этом в школах молодых учителей сегодня – менее десяти процентов. Смогут ли студенты закрыть эту брешь и захотят ли? Это покажет время.

Но что-то надо предпринимать. И откладывать это на завтра уже нельзя – может быть поздно.

Спросите: какая взаимосвязь между школой, колледжем, вузом и теми глобальными проблемами, о которых шла речь на этой неделе в Екатеринбурге? Самая прямая: ответы на вопросы, прозвучавшие на саммите, предстоит находить тем, кто сегодня только думает о будущей профессии. В их ранцах «маршальские» жезлы.