От ВДНХ до «Сколково»


207

Инициативу рязанцев по возрождению Торгового городка эксперты назвали уникальным для России опытом

Два дня активные горожане, представители администрации города, муниципальных организаций и творческих объединений обсуждали идею «перезапуска» Торгового городка.

Сложный разговор на сложные темы

Стратегическая сессия на тему дальнейшего использования комплекса была организована министерством культуры и туризма Рязанской области и региональным Центром развития туризма. И вызвала среди активных горожан довольно широкий резонанс. Еще до ее начала в соцсетях начали обсуждать: быть ли Торговому городку и на каких условиях? Как это принято сегодня, «диванные критики» сошлись во мнении, что все необходимо снести. А действительно заинтересованные в том, чтобы комплекс не просто был сохранен как объект исторического наследия, но и «заработал» в полную силу, став точкой притяжения городских сообществ или туристов, пришли на сессию, чтобы внести свои предложения.
– Аудитория мероприятия была разнообразной, сложной, как и сама тема стратегической сессии, – рассказывает руководить Центра развития туризма Оксана Кутукова. – Мы говорили об имидже территории Торгового городка, увеличении капитализации места. Об отсутствии в городе креативного пространства и возникшем у горожан запросе на него. А также о запросах бизнеса на локации с пониженной арендной ставкой. Мы поставили себе задачу привлечь внимание к месту и с ней справились.
И действительно, на сессии собрались неравнодушные горожане, у каждого из которых была возможность высказать свою точку зрения на тему развития комплекса.


История этого комплекса началась более 60 лет назад. Областная сельскохозяйственная, промышленная и строительная выставка открылась в 1955 году по решению первого секретаря обкома компартии Алексея Ларионова.


Всего за два месяца на осушенной от болот земле построили ансамбль с 22 павильонами, асфальтовыми дорожками, площадями, фонтанами и парковыми скульптурами. Кроме этого, на площади в 9,6 гектара разместились несколько животноводческих помещений, пожарное депо, ресторан, бассейн и торговые киоски. Генеральный проект выставки предусматривал возможность дальнейшего ее расширения «как по направлению к городу, так и в сторону пристани». Зимой тут планировалось заливать каток и устраивать новогоднюю елку. Но выставка работала только в летние месяцы, и чтобы использовать комплекс более рационально, обком КПСС постановил открыть там магазины. В марте 1959 г. было решено перепрофилировать объект. В бывших павильонах открылись 19 специализированных магазинов, куда рязанцы со всего города и из районов области приезжали покупать одежду, обувь, книги, хозтовары, парфюмерию, хозяйственный инвентарь и другую отечественную продукцию.
В 90-е здания комплекса начали стремительно ветшать. Сама территория пришла в упадок. Сегодня уборкой мусора с территории комплекса и мелким ремонтом фасадов занимаются волонтеры под руководством Алексея Бирюкова. Своими усилиями они помогли привлечь внимание общественности к проблеме разрушения строений. В данный момент комплекс проходит государственную историко-культурную экспертизу для включения в реестр объектов культурного наследия.


Счастье, креатив, инновации

Своими идеями поделились представители власти и бизнеса, общественники и краеведы, преподаватели и студенты рязанских вузов.


Среди предложений, которые были озвучены на сессии:

• установка на территории городка бюста первого секретаря обкома КПСС Алексея Ларионова, при котором выставка была построена в рекордно короткие сроки

• создание центра волонтерства

• создание выставки туристического потенциала районов области

• открытие музея скульптуры под открытым небом

• открытие медицинского городка

• открытие ЗАГСа


Важно, что все участники мероприятия сошлись во мнении: Торговый городок необходимо возрождать.
– Мы познакомили участников встречи с технологией работы с культурно-символическими ресурсами и успешными кейсами по развитию территорий на основе использования наследия, – рассказывает модератор встречи, президент делового клуба «Наследие и экономика», специалист по маркетингу культурных продуктов Дмитрий Ойнас. – В результате чего были сформулированы и проработаны 4 проектных идеи: «Рязанский ветряк» – молодежный креативный кластер, «Городок простого счастья» – пространство для семейного и интеллектуального досуга, «Агроинкубатор» – площадка для инноваций в области сельского хозяйства и экологии, «Центр молодежной науки и инноваций».
– Но это лишь рабочие варианты, – подчеркивает российский эксперт в области социокультурного проектирования Андрей Лисицкий. – Нужно понимать, что ни одна из представленных концепций не будет реализована в том виде, в котором она была предложена. Впереди – большая работа.


Чтобы эффективно конкурировать на туристском рынке, индустрии гостеприимства необходимо создать в точках контакта максимально четкое, эмоционально сильное и позитивное взаимодействие с посетителями города


Аналогов нет. Будем конкурировать!

– На сессии мы увидели лидеров, готовых составить команду по материализации идей, – отмечает участник встречи, заместитель председателя Рязанского регионального отделения ВООПИиК Игорь Кочетков. – Они ярко обозначили свои позиции по сохранению и дальнейшему развитию Торгового городка, и именно им совместно с властями города и области, совместно с бизнесом предстоит выработать паритетные условия сотрудничества по проекту. В том числе доработать Положение о муниципальной собственности, разработать региональные и местные меры поддержки физических и юридических лиц, восстанавливающих объекты культурного наследия и градостроительно ценные объекты.
Обдумать предложенное с учетом всех политических, экономических и социальных факторов представителям власти, бизнеса и общественности предстоит в ближайшее время. Участники сессии решили продолжить диалог о дальнейшей судьбе Торгового городка в рамках Форума древних городов в августе.
– Порадовало, что было очень много позитивных предложений и настроя, – подводит итог сессии Оксана Кутукова. – Сейчас очень важно эту волну удержать и поддержать. Не спекулировать на ней, а каждому заинтересованному горожанину так или иначе поучаствовать в изменениях. Ведь аналогов таких площадок в ближнем круге Москвы точно нет. И грамотная ревитализация Торгового городка как архитектурного комплекса может стать одним из конкурентных преимуществ нашего региона.