или Пять задач по развитию турпотенциала региона
Наша область богата историко-культурным наследием. Отличается великолепием и многообразием природных ландшафтов и довольно мягкими климатическими условиями. К тому же регион выгодно расположен географически – в самом сердце страны. Насколько удается использовать этот потенциал, привлекая в область туристов?
Как развиваются внутренний и въездной туризм и над чем
власти области планируют работать в дальнейшем, формируя положительный облик бренда «Отдыхаем в Рязанской области»? Об итогах дня сегодняшнего и планах на будущее рассказывает заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева.
РАСКРЫВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ
Р.В. – Ольга Николаевна, туризм – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики страны. А как обстоят дела в нашей области?
О.Г. – За последние 5 лет показатели, характеризующие туристскую отрасль региона, растут. Туристско-экскурсионный поток увеличился на 39 процентов, число туристов – на 52 процента.
Р.В. – И что этому способствовало?
О.Г. – Развитие инфраструктуры. Это появление новых современных отелей, что способствовало развитию таких сегментов, как конгресс- и инсентив-туризм, загородных комплексов с разнообразными предложениями активного и семейного отдыха, санаторных объектов для туристов, предпочитающих оздоровительный отдых. На сегодняшний день число мест в коллективных средствах размещения составляет 9430 единиц. Такой уровень развития гостиничной инфраструктуры, в частности в городе Рязани, позволяет проводить крупные межрегиональные и международные деловые мероприятия и реализовывать событийные проекты, за последнее время их число увеличилось в 2,5 раза.
Р.В. – Насколько, на ваш взгляд, раскрыт туристский потенциал области?
О.Г. – В какое бы время мы ни оценивали уровень того, насколько раскрыт туристский потенциал, каждый раз ответ будет одинаков: не раскрыт полностью, и измерить, насколько, не представляется возможным. Туризм тем и уникален, что в этой отрасли нет пределов развития. Даже тот ресурс, который, на первый взгляд, кажется преобразован в конкретный продукт, при работе с деталями становится открыт для дальнейшего развития и преобразования.
СФОРМИРОВАТЬ НЕДОРОГОЙ, НО ИНТЕРЕСНЫЙ ПРОДУКТ
Р.В. – Недостаток информации об области, ее истории, отсутствие понятного бренда, неразвитая инфраструктура, низкий уровень сервиса, сложная логистика, плохие дороги – все это и многое другое – негативные факторы, которые свойственны сегодня многим областям. И они так или иначе влияют на привлечение туристов. Но, судя по озвученным вами цифрам, Рязанская область с решением многих проблем справляется. А насколько нам удается бороться с таким фактором, как снижение доходов населения?
О.Г. – Вы правы, туристическая отрасль чувствительна к влиянию большого количества факторов. И снижение доходов населения значительным образом влияет на потребительский спрос в целом, а в особенности – на услуги в сфере гостеприимства ввиду того, что туруслуга не является предметом первой необходимости. При этом наша задача сформировать продукт, который, с одной стороны, будет интересен, с другой стороны, приемлем по стоимости. В 2017-2018 годах Рязань несколько раз попадала в рейтинги недорогих туристических направлений. Сегодня в городе развивается рынок гостиничной инфраструктуры, предлагающей экономичное размещение, – это сегмент хостелов. Также с этого года Центром развития туризма Рязанской области совместно с региональным Туристско-информационным центром запущен проект «Бесплатная Рязань», предлагающий по субботам бесплатную экскурсию по городу от лучших городских экскурсоводов. В целях доступности экскурсионного обслуживания созданы аудиоэкскурсии в ключевых музейных объектах и на основных туристских маршрутах.
ПОВЫСИТЬ УЗНАВАЕМОСТЬ БРЕНДА
Р.В. – Все эти меры помогают повысить узнаваемость бренда «Отдых в Рязанской области»? Есть ли реально действующие рычаги в конкурентной борьбе за туриста с другими областями? От кого или от чего это зависит?
О.Г. – Самый верный способ повысить узнаваемость бренда «Отдых в Рязанской области» – это предлагать качественный и уникальный продукт по конкурентной цене и очень грамотно и эффективно его продвигать. На сегодняшний день существует необходимость поработать и над продуктом, и над его продвижением. Результативность этой работы зависит от всех участников туристического рынка, а также от представителей смежных с туризмом отраслей. Кто-то сказал: «Гостеприимство – это искусство мелочей». А значит, чтобы бренд туристской дестинации работал, необходимо, чтобы все компоненты работали на наивысший результат.
Сегодня, когда все регионы включились в работу по привлечению туристов, непросто конкурировать. Но наши колоссальные культурно-исторические и природные ресурсы позволяют региону в этой конкурентной борьбе принимать активное участие: Есенин, Павлов, Циолковский, Рязанский кремль, Старая Рязань и Евпатий Коловрат, училище ВДВ, города Рязань, Касимов и Скопин, Мещера и наследие архитектора Шехтеля, Вышенский и Пощуповский монастыри, современные загородные комплексы с разнообразными предложениями активного семейного отдыха – все это сегодня способствует принятию решения в пользу посещения нашего региона. Отдельно хочу отметить, что многие эксперты видят большой потенциал в развитии архитектурного наследия города Рязани: сохранившиеся объекты деревянной архитектуры и архитектуры советского периода, в частности «Рязанская ВДНХ», при условии реставрации и правильном смысловом наполнении способны повысить узнаваемость города и качественно выделить на фоне других туристских центров страны.
РАБОТАТЬ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Р.В. – В 2011 году наша область в числе пяти пилотных регионов вошла в федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма с инвестиционным проектом «Создание туристско-рекреационного кластера «Рязанский». Уже в следующем году в регионе стартует новый проект – в Касимовском районе. Способствует ли брендированию территории программа по развитию туристических кластеров?
О.Г. – Не уверена, что создание кластеров может стать базисом для брендинга территории. Но при его разработке создание современной разноформатной туристской инфраструктуры в рамках туристско-рекреационных кластеров, применение комплексного подхода при реализации инвестиционных проектов могут рассматриваться как конкурентное преимущество региона, которое влияет на создание положительного образа региона в глазах и туристов, и потенциальных инвесторов, и жителей.
Р.В. – Каковы итоги реализации программы по развитию кластера «Рязанский»?
О.Г. – Это самый крупный в истории региональной туриндустрии проект, реализованный на принципах государственно-частного партнерства. Объем вложенных средств из всех источников финансирования составил около 4 миллиардов рублей, из которых почти 3 миллиарда – средства инвесторов.
За счет бюджетных средств построены объекты обеспечивающей инфраструктуры: линии газопровода, автомобильные дороги, линия электроснабжения, проведены работы по реконструкции очистных сооружений, транспортной развязки у с. Шумашь, берегоукреплению и дноуглублению.
За счет внебюджетных средств построены 7 туристических комплексов, предлагающих услуги для различных целевых групп: бизнес-туристы, семьи с детьми, корпоративные клиенты, любители активного отдыха. На сегодняшний день функционируют загородные комплексы: «Окская жемчужина», «В некотором царстве», 2 городских отеля: «Старый город» и «Амакс». До конца текущего года будут завершены работы еще на 3 площадках в Рязанском и Рыбновском районах, и в 2019 году свои двери для гостей откроют туристический комплекс «Рыбацкая деревня» и «Экопарк «Поляны». Очень радует тот факт, что все инвесторы, участвующие в проекте, являются представителями рязанского бизнеса и создаваемые объекты конкурируют, но при этом дополняют друг друга за счет предлагаемых услуг, повышая тем самым привлекательность всего инфраструктурного комплекса.
СФОРМИРОВАТЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ
Р.В. – Планируется ли начать в 2019 году реализацию проекта создания туристического кластера в Касимове? Почему именно в этом муниципалитете?
О.Г. – Учитывая положительный опыт реализации проекта по созданию ТРК «Рязанский», было принято решение о применении такого же подхода в развитии других территорий, объединив их в проект по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера «Касимовский». Кластер охватывает территории 2 муниципальных образований: город Касимов – одно из 44 исторических поселений федерального значения, и Касимовский район – территория рязанской Мещеры, которые представляют собой уникальный комплекс культурно-исторических и природных ресурсов.
Проект приоритетный, и при его реализации будет применяться комплексный подход: наряду с привлечением инвестиций и средств федерального и областного бюджетов планируется внедрить дополнительные льготы и преференции для инвесторов, помочь в обеспечении кадрами, продвижении территорий, поддержке местных инициатив, благоустройстве общественных пространств и туристских маршрутов, ремонте и реконструкции дорог. В рамках проекта в хозяйственный оборот будут вовлечены и адаптированы под туристскую инфраструктуру объекты культурного наследия.
Сегодня уже есть ряд инвесторов, заинтересованных в участии в данном проекте. Очень важным является готовность малого бизнеса поддержать предлагаемое развитие.
Кроме того, реализация кластера позволит сформировать межрегиональные маршруты с другими историческими городами: Коломна, Муром, Нижний Новгород – и повысить привлекательность существующего водного маршрута «Московская кругосветка», объединяющего Московскую, Рязанскую, Владимирскую и Нижегородскую области.
Развитие туризма в регионе сегодня связано с рядом направлений:
– развитие креативной индустрии (объекты туристского показа, авторские экскурсии, интерактивные программы, качественная сувенирная продукция и городская среда, соответствующие региональной идентичности);
– комплексное продвижение в рамках единого бренда;
– диверсификация туристского предложения (развитие предложений в сегменте экологического, детского, молодежного туризма);
– развитие инфраструктуры в малых городах, являющихся туристическими центрами;
– развитие городской среды как части туристического продукта













Купить электронную копию газеты