За сюжетом с голосами из космоса стоит история о простой женщине, которая внезапно становится избранной. Фото: Planeta Inform Film Distribution

№86 (6190) от 10 ноября 2023

На дискуссионной площадке с таким «говорящим» названием владельцы кинотеатров делились мнениями о перспективах развития российской киноиндустрии.

Подарок к Новому году

Наш кинопрокат скорее жив, считают специалисты отрасли. Сегодня в стране работают 2167 кинотеатров, в которых функционируют около 5100 кинозалов. Но вот 131 кинозал в 2022-м вынужден был закрыться, виной чему, конечно же, стал уход из проката кинолент голливудской пятерки и недостаточный выпуск востребованных отечественных кинолент.
Как отмечают эксперты, при сохранении текущей ситуации с ограниченным выходом иностранного контента и производством большого количества качественного отечественного кино у индустрии есть все шансы выйти на определённый уровень выживаемости, нижний уровень которой находится на отметке в 40 миллиардов рублей. В то время как пока удается зарабатывать лишь 35.
Что же нужно, чтобы кинозалы «оживели»?
Во-первых, создавать 30–40 фильмов в год со сборами более 500 миллионов рублей каждый. Причем три из этих кинолент должны быть миллиардниками, такими как «Чебурашка». В этом году, например, в российском кинопрокате будет представлено 55 отечественных релизов, которые по предварительным данным соберут более 50 миллионов. Из них три фильма-миллиардника, ещё четыре релиза заработают от 500 миллионов до 1 миллиарда, а 13 релизам покорится отметка в 200–500 млн рублей.
Во-вторых, выстроить индустрию по аналогии с СССР, когда в кинотеатре в течение месяца работал один фильм, собирал максимальную кассу и в следующем месяце начинал работать следующий.
В-третьих, чтобы преодолеть отметку сборов российского проката в 50 миллиардов рублей, по мнению главы киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексея Васясина, нужно решить вопрос принудительной лицензии. «Нахождение в серой зоне – это худший вариант, который есть. Нужно либо запрещать и наказывать, либо разрешить принудительную лицензию и возглавить этот процесс», – заявил Васясин.
А пока вернуться обратно в СССР не удалось, и теневой прокат с возможностью показа того самого нелегального голливудского контента всё набирает обороты (что позволяет кинозалам хоть как-то зарабатывать), стоимость билетов вот-вот увеличится на 20–25 процентов. Такой подарок ждёт нас уже к Новому году.

Авторского. Немного

А пока цены ещё не взлетели, предлагаю обратиться к киноповестке этого месяца. Всего в ноябре будет представлено 13 премьер, часть из которых – отечественного производства. Будут ли среди них миллиардники? Точно нет. Да и кинолент, претендующих на сборы в 500 миллионов, тоже. И все же пару новинок я представлю.
Одна из них – авторский фильм от Анны Меликян «Чувства Анны» (18+). Меликян в отечественном кинематографе доказывает, что радикальное авторское кино в обход всех соответствующих стереотипов может быть любимо широкой публикой. Герои, точнее, героини её фильмов (в центре кинематографической вселенной Меликян в первую очередь женщины) – посланницы иных миров, персонификации невинности и добра, они должны напомнить землянам, что мир спасёт только любовь.
После «Русалки», «Звезды» и «Феи» Меликян снова обращается к магическому реализму: в центре сюжета – Анна Михалкова, у которой, очевидно, случилась одна из лучших ролей в карьере. Она играет умученную работницу кондитерской фабрики, что слышит голоса инопланетян и быстро становится кем-то вроде новой Ванги и Ивана Сергеевича Травкина одновременно. Параллельно с этим на Земле бушует очередная пандемия и человечество готовится к экспедиции на Марс. Что происходит дальше? Ответ на этот вопрос – в ближайшем кинозале.

Для настоящих тюменцев. И не только

Второй фильм, о котором нельзя не упомянуть, – приключенческая комедия о том, как случайные встречи могут перевернуть жизнь «Папаша в бегах» (12+). Это кино, как видно из названия, точно не авторское, а массовое, рассчитанное на семейный просмотр. Хотя сценарий – самый оригинальный. Это дебют в съёмках полного метра для Алексея Южакова и первый полноценный проект для тюменской творческой команды. Кстати, фильм под рабочим названием «Вахтовый метод» выиграл грант Минкульта России в размере 25 миллионов рублей.
Понятно, что все эти нюансы мало волнуют зрителя: пойдёт он на приключенческую комедию о молодом отце, который сбегает от своих обязанностей. На актёров, в числе которых Михаил Тройник («Чемпион мира», «Чики»), Ярослав Могильников («Подельники»), Ирина Горбачёва («Огонь», «Аритмия», «Чики»), Анна Уколова («Домашний арест», «Географ глобус пропил»), Михаил Орлов («Огонь», «Пара из будущего»), Николай Аузин («Тобол», «Огонь»), Кирилл Полухин («Топи», «Дурак», «Майор»).
Ну а больше всего залы при показе этого фильма, конечно же, будут заполнены в Тюмени. И вот почему:
– все сцены фильма снимались на территории Тюменской области, в съемках задействовано 19 локаций;
– более 400 человек – жителей Тюменской области – побывало в кадре в массовых сценах;
– съемочная группа на 72% состояла из тюменских специалистов.
Но и жителям других регионов, уверена, будет чем насладиться в этой ­картине.

Диагноз отечественному прокату поставила Екатерина Детушева