Пережить шторм


87

Рязанский баркас «Мюриц» продолжает свое путешествие

После спокойных рязанских и владимирских вод экипажу баркаса удалось справиться с трудностями, которые их поджидали в Горьковском водохранилище. Впереди оставалась вторая половина пути и ее первые две точки, в которых рязанских речников могли подстерегать очередные испытания: самое большое искусственное водохранилище в Рыбинске и крупнейший речной порт в Ярославле.

День моряка

Город Плес встретил рязанский баркас «Мюриц» оживленным речным движением.
– Здесь, как обычно, все носятся, как угорелые, не могут нормально выйти на глиссер и дают суперволну, – говорит капитан баркаса Кирилл. В Плесе его ждали новые трудности – оборвало трос рулевой. Пришлось сделать остановку, чтобы произвести ремонт. Доплыть до берега помог румпель – это специальное приспособление наподобие весла, только оно не погружается в воду, а накидывается на руль, давая матросу возможность управлять направлением движения судна.
Через некоторое время управление было восстановлено и рязанский баркас отправился дальше. Впереди была Кострома – город не очень большой, хотя и центр области. Название его произошло от одноименной реки – одного из притоков Волги. Здесь рязанцев встретил величественный Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, расположенный на берегу.
В Костроме путешест­венники отметили российский День работников морского и речного флота, который традиционно день 25 июня. Это праздник гражданских моряков, военный праздник отмечается в другое время. Несмотря на то что он достаточно молодой, сама профессия моряка и речника (в случае речного флота) имеет древнейшую историю и такие же древние традиции.
– Сегодня весь день принимаю поздравления. Забавно, мужики на танкерах и баржах по рации друг друга поздравляют, – делится эмоциями капитан «Мюрица» Кирилл.

Речные приметы

У моряков и речников сложились свои суеверия и приметы, многие из них возникли в результате наблюдения за природными явлениями, другие похожи на наши обычные суеверия, а третьи основаны на совпадении многих факторов, случившихся в истории, поэтому на всякий случай их стараются избегать. Например, в Англии считается, что выходить на реку в пятницу (особенно, 13-го) плохая примета. А в России многие матросы убеждены: уйдешь в рейс в понедельник – жди проблем в плавании.
Еще бытует мнение, что на палубе нельзя свистеть – можно накликать шторм, а чтобы призвать ветер, нужно поскрести мачту. В русском флоте была такая традиция, когда при проходе южного Гогландского маяка (маяк в Финском заливе на острове Гогланд – Прим. авт.) моряки бросали монетку в качестве дани за успешное плавание. Вообще, с дарами богам воды связано много поверий – во все времена их старались задобрить, чтобы удача не покинула судно и команду на протяжении всего похода.
После Костромы баркас «Мюриц» пошел в Ярославль. Волга в Ярославле проходит через самый центр города, который является не только столицей Золотого кольца России, но и крупнейшим транспортным центром Центрального федерального округа. Местный речной порт за год имеет грузооборот 3,5 млн тонн. Речное сообщение является очень важным элементом местной экономики, да и климатические условия позволяют вести судоходство шесть месяцев в году – с мая по октябрь.
Помимо грузового речного сообщения, в Ярославле очень развито и пассажирское.
Работает речной вокзал, принимающий круизные суда, что делают остановку в городе. Есть скоростной речной маршрут Ярославль – Рыбинск – Брейтово, на котором работают два «метеора» Рыбинского пароходства.
В Ярославле «Мюриц» сделал очередную крупную остановку.
– Жил в Ярославле шесть дней, на воде в центре города – это прикольно. Ярославль – интересный город, исследовал его и реку Которосль, что протекает в самом центре. Жаль, что еще велосипед с собой не взял – мне очень не хватает движения и спорта, ведь я уже больше месяца в пути и живу на лодке, – рассказывает капитан баркаса Кирилл Буженин. Сегодня у него якорная стоянка на Волге, впереди путь в Рыбинск, до которого удалось дойти без особых приключений. На баркас поступил другой матрос – Андрей.

По приборам

В Рыбинском водохранилище команду ждало настоящее испытание – шторм выбросил баркас на берег! Удары стихии, которые обрушились на «Мюриц» в эти дни, были совершенно не похожи на речные приключения. Лодку раскачивало и било волнами так, что казалось, будто она находится в бурном море. Рыбинское водохранилище планировалось как самое большое по площади искусственное озеро в мире. Около 17 тыс. лет назад на этом месте было ледниковое озеро, и создать огромный искусственный резервуар оказалось несложно. В итоге Рыбинское водохраниище имеет размеры, сопоставимые с крупными естественными озерами, такими как Байкал.
– Ураган, ветер, волны, шторм выбросили нас на берег Рыбинского водохранилища, – рассказывает Кирилл. По его словам, в те моменты ему казалось, что шторм никогда не закончится. Почти сутки не было возможности развернуть баркас, а волны все настойчивее заливали корабль. В эти дни в Рыбинском водохранилище был 12-балльный шторм и ветер 20 метров в секунду.

– Якоря? Веревки??? Все это не работает, винт сохнет, хода нет, обрыв тросов управления пером руля – пришла на ходу волна при маневре, и еще к тому же одна лопасть винта была чуть побита, но это совсем не критично, – делится переживаниями Кирилл. Следующая за штормом ночь оказалась очень тяжелой.
– Спать было очень неудобно, скатывался постоянно, сильный бортовой дифферент. Волны бьют корпус, корпус бьется об берег, – говорит он.
К утру, когда шторм окончательно стих, команда и баркас оказались на берегу. В корпусе судна была вода, но затонуть было уже невозможно – баркас прочно стоял на мели. Рязанскому «Мюрицу» повезло – он оказался на песчаном берегу – что бы было, если бы берег в этом месте был скалистый, трудно предположить.
– Лопаты есть, лебедка есть. Будем осматривать корпус на повреждения и дальше копать, стягиваться, – принял решение Кирилл. Капитана мучает досада, что он доверился навигационным сервисам в электронном планшете, в то время как магнитный барометр показывал, что будет шторм. Если бы баркас был заранее зашвартован, то можно было бы избежать попадания на мель и повреждения корпуса.
Спустя сутки «Мюриц» был спасен. Рулевое отремонтировано, корпус выдержал и вроде не получил повреждений за всю ночь шторма и ударов о берег. Двигатель работает, трюмная помпа работает. Местные жители помогли откопать баркас из песчаного плена. И он снова идет вперед! Осталась финальная часть пути – пройти через Москву и Коломну, чтобы вернуться домой в Рязань.

Александр Джафаров
Фото: Кирилл Буженин