№61 (5966) от 13 августа 2021
Первый раз по-настоящему счастливым Андрей Алексеев почувствовал себя в 10-летнем возрасте, когда мама купила ему фотоаппарат «Вилия-авто» и он поехал в «Артек» – путевкой школьника наградили за отличную учебу. Съемка особым успехом не увенчалась. В руки попала пленка высокой чувствительности, и на ярком солнце все негативы получились темными. Однако долгие мучения с печатью не отбили у паренька интереса к фотографии. Спустя 45 лет любимым жанром Андрея Александровича Алексеева стала анималистическая фотография.
Так уж сложилась жизнь. Из Сибири Алексеев переехал в Спасск Рязанской области. Сердце любого творческого человека не может остаться безучастным к природному многообразию мещерского края. Правда, все чаще эта красота отдает грустью. Тот, кто не живет в сельской местности, плохо представляет себе изменения, происходящие в провинции. Совсем опустели села, во многих из них на зиму остаются по два-три человека. Словом, реалистическая фотография с сельскими мотивами наводит на невеселые размышления. И не всегда такие кадры отвечают представлениям смотрителей выставочных галерей о жизни.
– Однажды мне предложили устроить выставку фотографий в одном из залов Рязани. Когда работы уже были в рамках, заведующая галереей попросила некоторые из них заменить. Уж больно не пришлись ей по вкусу портреты. А ведь это были обычные жители рязанских сел, в одежде, которую они носят каждый день. Никого не хочу винить. Просто некоторые люди живут представлениями о красоте, которую нужно искусственно создавать и потом показывать. Я этим принципиально не занимаюсь, работаю больше как фоторепортер. А в ту рязанскую галерею, извините, больше ни ногой.
Выставки Алексеева проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Милане, городах Подмосковья, родном Спасске, Рязани. Десять лет назад он вступил в региональное отделение Союза фотохудожников России.
Съемка животных требует выносливости и терпения. Тем, кто хочет получить мгновенный результат, лучше переходить на другие жанры, считает фотограф.
Чтобы снять лиса, Андрею Александровичу пришлось семь километров шагать по глубокому снегу на охотничьих лыжах в 25-градусный мороз. А когда рыжая прелесть показалась из-за деревьев, успел сделать только один удачный кадр.
В паводок в болотных сапогах он готов идти часами по большой воде, чтобы снять какую-нибудь редкую птицу или змею, вылезшую погреться на весеннем солнышке. Одно из любимых мест съемки – колония цапель между Спасском и Панино. Алексеев был одним из тех, кто выступал против вырубки деревьев в этих местах много лет назад. Довоенные посадки удалось сохранить, а вместе с ними и всю экосистему. Теперь цапли выводят птенцов, а фотограф наблюдает за ними с дальнего расстояния, чтобы не тревожить семейства пернатых.
Тренировкой спокойствия и выдержки становятся для него съемки птиц из укрытий. Скрадок нужно соорудить до восхода солнца, затаиться в нем и ждать часами, без гарантии на результат.
– Косули и лоси в нашей местности – редкие гости, и я уже отчаялся их встретить. А вот запечатлеть медведя еще надеюсь. Косолапые иногда проходят через заповедник. Жду встречи с зубрами. От этого зверя нужно держаться на почтительном расстоянии, беспечному и неосмотрительному человеку от него может крепко достаться.
Особая любовь у Андрея Алексеева к собакам. И они это чуют, сбегаются смотреть на гостя, зашедшего в деревню, обнюхать аппаратуру. Этого только и надо фотографу: мохнатые морды, заглядывающие в широкоугольный объектив, получаются особенно выразительными. Когда-то Алексеев держал у себя хаски и слыл в округе опытным заводчиком. Теперь все время отнимает предпринимательство. В небольшом магазине он продает бытовую технику. Только фотоаппараты не продает. Никому в райцентре они стали не нужны, люди снимают друг друга мобильными телефонами. «А мне по-прежнему нужен целый рюкзак аппаратуры. Фотосъемка с дальнего расстояния в условиях нехватки освещения требует техники и сноровки».
Он ни за что не променяет животных и пейзажи на другие жанры. Однажды на заказ снимал свадьбу. Придумали целую романтическую историю. Но все пошло не по сценарию. Муж должен был прыгать в речку, а жена смотреть на это с мостика. Однако своего благоверного ей стало жаль, и она решила не расставаться с ним даже в холодной воде, бросилась следом. Вот это любовь! Только такая и может быть у истинного фотографа к съемкам.
Димитрий Соколов
Фотографии Андрея Алексеева