Анатолий Ларюнин и Галина Сметанина. Фото Елены Ступиной

№36 (6240) от 17 мая 2024

…История Галины Сметаниной и Анатолия Ларюнина началась четверть века назад, в 1999 году. Тогда летом они оказались вместе на пленэре Союза художников в Брыкином Бору. Писали, рисовали журавлей в питомнике, Пру, заповедную природу. И уже много лет супруги почти не расстаются. Сейчас их мастерские в здании Союза художников на улице Петрова – рядом, через стенку. И они – центр притяжения для многих коллег, в том числе молодых. Потому что тут – душевная атмосфера.

Анатолий Григорьевич и Галина Александровна принадлежат к разным поколениям.

У Анатолия Ларюнина было босоногое детство – в буквальном смысле слова. Родился он в 1940 году в Сасове, потом началась война, отец ушёл на фронт и погиб. В семь лет Толя, седьмой ребёнок в семье, не смог пойти в школу: нечего было обуть, надеть. Первый огрызок карандаша подарила тетя – Анатолий Григорьевич до сих пор помнит этот счастливый момент. В школе он скоро начал рисовать лучше всех в классе. Будущий пейзажист впитывал в себя красоту сасовской природы, любимым местом был Петров сад, его берёзовая и липовая аллеи.

После седьмого класса Анатолий остался круглым сиротой, и его отправили к брату, офицеру-фронтовику, на Дальний Восток. Путешествие через всю страну на паровозе и пароходе, два месяца в Николаевске-на-Амуре, переезд в Приморский край, учёба там оставили неизгладимое впечатление. Через год родственники уговорили поступать в мореходку в Находке, но Анатолий не прошёл по возрасту. Впрочем, он тогда уже мечтал поступить в художественное училище, не очень расстроился и вернулся на малую родину, чтобы окончить школу…

В Сасове к тому времени была организована изостудия при Доме пионеров, и Анатолий с удовольствием начал в ней заниматься. Каждый день ходил на этюды в Петров сад, на Цну, в окрестные деревни, даже когда после окончания школы пошёл на завод фрезеровщиком: надо было заработать денег, чтобы потом жить в Рязани. Знакомясь с биографией Левитана, Анатолий почерпнул для себя девиз «Человек, помоги себе сам» (высказывание Людвига ван Бетховена): надеяться он мог только на себя. В Рязанское художественное училище юноша поступил сразу, его педагогами были Борис Кузнецов, Иван Акинчев, Андрей Молчанов.

На старших курсах стал подрабатывать в ТЮЗе бутафором, выступил и как художник-постановщик в двух спектаклях. После учёбы по распределению поехал в город Курган, в драмтеатр, где долго трудился как декоратор, художник-постановщик, заведующий декорационным цехом. Сотрудничал и с местным театром кукол. Анатолий сразу сблизился с курганскими художниками, показал себя на зональной выставке в Тюмени как живописец…

Но спустя двадцать лет, в 1987-м, Анатолий Григорьевич вернулся в родные края. Здесь быстро заявил о себе, занимался живописью, его избрали в правление рязанского отделения Союза художников… И сейчас сложно представить художественную жизнь Рязани без его вдумчивых лиричных пейзажей.

Галина Сметанина родилась в Сарапуле, но вскоре семья переехала в Рязань. Наставником её в изобразительном искусстве стал известный рязанский учитель и краевед Александр Бабий, преподававший у Галины рисование в средней школе № 9. В Рязанском художественном училище её ведущим педагогом был художник Василий Николаев. О керамике Галина и не думала – училась на живописно-педагогическом отделении. Но волею случая в 1982 году поступила в Высшее художественно-промышленное училище им. Строганова на отделение керамики. И работа с глиной увлекла сразу, на всю жизнь.

В отличие от сложившихся гончарных промыслов (народное искусство), где мастера стараются осмыслить традиции, внести в них новое, художники декоративного искусства не ограничены в экспериментах. Конечно, кто-то, однажды найдя свой стиль, так и творит в одном русле. Но Сметанина часто удивляет, показывая разноплановые произведения.

Долгое время Галина Александровна преподавала в колледже декоративно-прикладного искусства, радиоуниверситете. Сейчас она работает только в своей мастерской, иногда проводит мастер-классы. И остаётся время на другое любимое занятие – фольклорное пение. Это семейное: брат Андрей Задерий, тоже керамист, живущий ныне в Омске, занимается изготовлением музыкальных инструментов, играет на них. Когда летом 2022 года возле Рязанского цирка проходил фестиваль огненной скульптуры, Андрей вместе с сестрой на глазах горожан создавали свой арт-объект. Принимал участие в обжиге и Анатолий Григорьевич.

Разные направления в искусстве не мешают супругам вдвоём ездить на арт-симпозиумы. Когда Галину Александровну приглашают на керамические фестивали, чаще всего Анатолий Григорьевич путешествует вместе с ней – пишет этюды и помогает с обжигом. Так они побывали в Черногории, на Байкале, в Крыму, в Анапе… В прошлом году, наоборот, ездили в Пятигорск с этюдниками, Галина Александровна с удовольствием писала пейзажи.

Но главная отдушина и место для творчества – дом в Федякине Рыбновского района. Сколько этюдов сделал Анатолий Ларюнин в есенинских местах и на их основе больших холстов… Встаёт художник незадолго до рассвета и торопится на пленэр, чтобы успеть написать красоту утренних туманов над Окой. Зимой на лыжах, летом с велосипедом объездил все окрестности, запечатлев в своих спокойных, неспешных, как течение равнинной реки, холстах простор высокого холмистого берега и голубые дали…

В Федякине всё сделано руками Анатолия Григорьевича: дом, баня, мастерская и главная гордость – дровяная печь для керамики. Она вызывает большой интерес коллег Галины Сметаниной, друзья приезжают на обжиг. «Живое», неравномерное пламя словно одушевляет глину, глазури… Дровяной обжиг дает неожиданные эффекты, которых нельзя добиться ни в одной электрической или газовой печи. Но и капризен такой огонь. А Галина Сметанина и Анатолий Ларюнин могут им управлять.

Как и поддерживать «горение» в семейном очаге – редкое умение для двух сложившихся творческих личностей. На вопрос: как удается долго быть вместе? Галина Александровна говорит о человеческих качествах, о лёгком характере супруга. А Анатолий Григорьевич – о желании помогать, жертвовать чем-то для другого: «Отдавать надо, а не просить. – И добавляет: – У нас творческий союз, мы положительно влияем друг на друга. И чем дальше – тем становимся ближе и ближе».

Елена Ступина
Фото предоставлены Галиной Сметаниной