Новые профстандарты – мотивация для бакалавров поступать в магистратуру

Об этом в беседе с корреспондентом «РВ» рассказал проректор по развитию образовательных программ и международной деятельности Рязанского государственного радиотехнического университета Алексей Корячко:

Р.В. – Алексей Вячеславович, в текущем году конкурс в магистратуру по всем направлениям подготовки в РГРТУ заметно возрос. На ваш взгляд, чем объясняется такой интерес, которого не было год или два назад?

А.К. – В этом году количество выпускников прошлых лет, поступающих в магистратуру, сопоставимо с числом выпускников бакалавриата этого года, пожелавших повысить свой профессиональный уровень. А ведь в прошлые годы мы отмечали, что в магистратуру поступают выпускники в основном текущего года. Причем на заочное отделение конкурс был значительно выше, чем на дневное обучение, несмотря на отсутствие бюджетных мест. Некоторые выпускники-бакалавры поступали в магистратуру по смежному профилю. Например, бакалавры по радиотехнике выбирали направление магистерской подготовки по вычислительной технике, электронике или энергетике. Такие варианты возможны, и это не противоречит правилам. Скорее, наоборот, бакалавр за годы обучения в магистратуре расширяет перечень своих компетенций, которые так необходимы профессионалу для развития. Сегодняшний интерес к магистратуре объясняется тем, что, поработав на предприятиях, бакалавры столкнулись с проблемами продвижения по карьерной лестнице. У некоторых выпускников бакалавриата возникали даже проблемы с трудоустройством на инженерные должности.

Р.В. – Почему?

А.К. – Потому что в принимаемых сейчас ведомственных профессиональных стандартах для многих должностей требуется квалификация магистра или специалиста. Двухуровневая система подготовки кадров это подразумевает, так как бакалавр – это лишь первая ступень высшего образования. Причем некоторые предприятия готовы принимать на работу только выпускников-магистров. На их подготовку пришли запросы от предприятий различных форм собственности. Эти запросы определяются изменениями, внесенными в Трудовой кодекс и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в мае 2015 года. Изменения предусматривают разработку и наличие профессиональных стандартов. К слову, в Трудовом кодексе впервые закреплены понятия «квалификация работника» и «профес­сиональный стандарт».

Р.В. – Понятно, что и вуз должен готовить кадры с учетом этих понятий?

А.К. – Безусловно. Мы готовим кадры для предприятий космической и оборонной промышленности, электронщиков, конструкторов и специалистов по большому перечню других направлений с учетом того, что все девять квалификаций (уровней) определяются совокупностью знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Для каждого уровня определены свои полномочия и основные пути достижения квалификации. От меньшего – к большему. Например, первый уровень предусматривает деятельность под руководством и индивидуальную ответственность. В этом случае работники заняты, как правило, физическим трудом. Для этого уровня достаточно краткосрочного обучения или инструктажа, а также практического опыта. На следующих уровнях расширяются полномочия, растет ответственность, повышаются требования к образованию. Чтобы занять должности седьмого – девятого уровней, необходима квалификация магистра или специалиста. Наиболее высоки эти требования на девятом уровне. Согласно профстандарту инженера-радиоэлектронщика (разработка, проектирование, исследование и эксплуатация радиоэлектронных средств и радиоэлектронных систем различного назначения), максимально высокая должность, которую может занять бакалавр, – инженер-радиоэлектронщик I категории. Для замещения должности ведущего инженера-радиоэлектронщика и выше необходимо получить высшее образование по программам специалитета или магистратуры. Таким образом, обучение в магистратуре позволяет не только получить дополнительные знания, но и дает возможность занять более высокую должность.
В соответствии с профстандартами (сегодня их принято уже более 800) разработаны и утверждены образовательные стандарты, по которым все вузы уже с 1 сентября 2019 года начнут готовить будущих работников. Не секрет, что профессиональные стандарты постепенно заменят Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Р.В. – Разработка профессиональных стандартов соотносится с принципами организации Болонского процесса в профессиональном образовании?

А.К. – Мы с 2010 года стремимся в единое образовательное пространство, которое подразумевает гармонизацию системы высшего образования. Эта система должна стать максимально «прозрачной», сравнимой с другими, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат-магистратура). Другое дело, что в развитых странах специальная профессиональная подготовка возлагается на внешние инфраструктуры, обеспечивающие доучивание бакалавров. В нашей стране такой инфраструктуры нет. В то же время на российских предприятиях возрастающим спросом пользуются инженеры, имеющие глубокую специализированную профессиональную подготовку. Таким образом, возникает необходимость создания инфраструктуры профессиональной «доводки» выпускников бакалавриата, которая становится особенно актуальной в связи с ориентиром на ускоренную модернизацию экономики страны. Магистратура – это как раз и есть система повышения квалификации бакалавров и специалистов. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и дает выпускнику право на поступление в аспирантуру. Так что у выпускников-магистрантов возможности реализовать себя значительно шире, чем у бакалавров. Они смогут и научной работой заниматься, и преподавательской деятельностью, и будут иметь хорошую базу для продвижения по служебной лестнице.

Р.В. – Спасибо за беседу.

Фото предоставлено пресс-службой РГРТУ

Лада Петрова (текст)

Самое читаемое