Медали и кубки – в ожидании чемпионов, пока те тренируются дома

Как себя вести в условиях самоизоляции тем, кто о большом спорте не мечтает, но хочет приобщиться к многочисленной армии физкультурников

Об этом мы сегодня беседуем с деканом факультета физической культуры и спорта Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Павлом Левиным. В спортивном выпуске за 10 апреля эксперт дал свои советы профессиональному сообществу, а сегодня поговорим о любителях здорового образа жизни.

Р.В. – Павел Викторович, насколько важно организовать в режиме самоизоляции системные занятия физическими упражнениями людям, которые до этого даже зарядку не делали?

П.Л. – Это необходимо в первую очередь для предотвращения гиподинамии, которая характеризуется определенными нарушениями функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения). Также при ограничении двигательной активности значительно снижается сила сокращения мышц, увеличивается жировой компонент массы тела. Но все же главная проблема заключается не в этом, поскольку большинство людей, даже не являясь специалистами в сфере физической культуры и спорта, это прекрасно понимают. Найти в себе внутренние силы ежедневно выполнять хотя бы простейший комплекс физических упражнений, даже при огромном количестве свалившегося на нас свободного времени в условиях самоизоляции, удается далеко не многим. Таким образом, «знаемый» мотив, что заниматься физической культурой необходимо, к сожалению, не всегда переходит в «действенный», проявляющийся в непосредственном выполнении комплекса физических упражнений на регулярной основе.

Р.В. – Можно ли утверждать, что режим ­самоизоляции существенно повлияет на самодисциплину физкультурников, а также сможет способствовать приобщению к активным занятиям тех, кто раньше никогда не занимался?

П.Л. – Большинство людей, у которых привычка к регулярным занятиям была сформирована еще до начала текущей ситуации, найдет любые возможности продолжить тренировки, пусть и с определенной потерей в качестве занятий за счет снижения количества доступных средств.
Люди, ранее не сформировавшие устойчивую привычку к тренировкам, с малой долей вероятности станут заядлыми физкультурниками в процессе и после снятия режима самоизоляции. Даже если найдутся те, кто в силу появившегося свободного времени сделает свой образ жизни более активным, не факт, что, вернувшись к обычному образу жизни, они будут продолжать занятия.

Р.В. – Сейчас выложено множество роликов, в которых люди делятся советами по поводу организации тренировок. Влияет ли это как-то на мотивацию?

П.Л. – Да, повышение активности в социальных сетях, связанной с пропагандой здорового образа жизни, является важным моментом. Многие фитнес-инстукторы проводят онлайн-тренировки. Именитые спортсмены составляют и выкладывают в сеть комплексы общеразвивающих упражнений, а также запускают тренировочные марафоны. Несколько подобных марафонов, принять участие в которых могут все желающие, представлено на сайте министерства физической культуры и спорта Рязанской области. Все это правильно и естественным образом способствует формированию мотивационно-ценностного отношения населения к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью. Не менее важным фактором в данной ситуации будет являться поддержание заданного медийными личностями уровня стимулирующей физкультурной активности в социальных сетях после снятия режима самоизоляции, когда народ разойдется по своим спортивным секциям и фитнес-клубам, а тренирующиеся исключительно дома, почувствовав спад интереса к этой теме, вернутся к более привычному малоподвижному образу жизни.
Искренне надеюсь, что сложившаяся в настоящее время неблагоприятная ситуация может положительно отразиться в будущем благодаря увеличению количества людей, активно занимающихся физкультурой. Эта ситуация дает обществу наглядный шанс убедиться, что важнейшей ценностью в жизни является здоровье, а чтобы им обладать, необходимо ежедневно целенаправленно трудиться. Желаю всем крепкого здоровья и регулярной физической активности при любых условиях.

Р.В. – Какую деятельность ведут сегодня преподаватели вашего факультета?

П.Л. – С 6 апреля 2020 года мы возобновили дистанционное обучение, в том числе по предмету «Физическая культура», а также ряду других прикладных спортивных дисциплин. Преподаватели факультета разработали для студентов цикл лекций и видеоуроков, предназначенных для изучения в рамках реализации дистанционной формы обучения. Данные материалы в ближайшее время появятся в личных кабинетах студентов, а часть из них будет выложена в открытом доступе на сайте вуза. В дистанционном режиме продолжают свою работу физкультурные кружки и спортивные секции РГУ имени С.А. Есенина. Тренеры составляют индивидуальные планы тренировок, разрабатывают видеоуроки и методические рекомендации для занимающихся удаленно.
Буквально за неделю до введения в нашей стране режима самоизоляции усилиями профессорско-преподавательского состава РязГМУ имени академика И.П. Павлова и РГУ имени С.А. Есенина мы издали учебное пособие «Медицинское и педагогическое обоснование физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья». Авторы пособия (В.Д. Прошляков, П.В. Левин, В.М. Ериков) рекомендуют его для распространения среди учителей физической культуры.

Вячеслав Астафьев
Фото Вячеслава Астафьева


Самое читаемое