№100 (5904) от 25 декабря 2020
Создатели ленты «Серебряные коньки» купили на аукционе настоящие коньки 1885 года. Они не были задействованы в съемках и стали талисманом фильма
«Серебряные коньки» – не просто красивая сказка с качественной картинкой. Это достойная прокатная российская кинолента, которая при полупустых по нормам периода пандемии залах собирает хорошую кассу.
Только в первые выходные сумма сборов фильма-сказки составила 91,5 млн рублей, что вывело дебютную ленту Михаила Локшина о любви в декорациях заснеженного дореволюционного Санкт-Петербурга «Серебряные коньки» в лидеры проката России и СНГ.
Сюжет прост: друг в друга влюбляются люди из разных слоев общества – сын фонарщика Матвей и аристократка Алиса.
А при чем же тут произведение американской писательницы Мэри Мэйпс Додж «Серебряные коньки»? Именно оно, как утверждают продюсеры фильма, стало источником вдохновения для продюсера Петра Анурова. В повести рассказывается о брате и сестре, которые стремятся выиграть конькобежные состязания в родном маленьком городке в Нидерландах. А создатели российской картины решили перенести действие в зимний Петербург, сделав героями Матвея и Алису.
Влюбленных героев на экране воплотили молодые актеры Федор Федотов и Соня Присс. И этим фильм особенно хорош: ну, слишком уж много стало на экране «одних и тех же» актеров. Порой просто с перебором. А тут – свежие лица! Да еще с хорошей актерской игрой. Кстати, чтобы получить главные роли, Федору и Соне пришлось пройти кастинг длиной в несколько этапов. Всего в нем участвовало около пятисот актеров и актрис.
Несмотря на то, что Федотов профессиональный хоккеист, а Присс с детства каталась на коньках, исторические лезвия для актеров были в новинку. Специалисты-оружейники специально создали для ленты десятки реплик исторических коньков, у которых есть одна особенность: их ботинки не фиксируют лодыжку. Поэтому все актеры-фигуристы носили скрытый фиксирующий бандаж и почти четыре месяца тренировались под руководством опытных наставников. Многие исполнили свои трюки самостоятельно, но наиболее рискованные выполнили каскадеры, фигуристы и спортсмены-фристайлеры.
Но вернемся к сюжету, перенесенному в Россию на стыке ХIХ и ХХ веков.
– Мне не очень интересна современность. Я ее до конца не понимаю. Мне кажется, никто из нас ее не понимает. Мы живем в 2020 году, и мы не знаем, что произойдет в 2021-м или в 2024-м. Может быть все что угодно, может быть сериал «Эпидемия» (разговор происходит в феврале 2020-го. – Прим. ред.), а может быть что-то другое. И поэтому снимать сейчас об этом времени будет крайне нелепо. Как если бы мы в 1916 году снимали фильм о будущем романовской династии в 1935 году. Поэтому мне проще говорить о современности через другие времена. Как сказал классик, за 20 лет меняется все, за 200 – ничего. Когда я пишу «Серебряные коньки», фильм, действие которого происходит в самом конце XIX века, это мой способ говорить про сегодня, – скажет в одном из интервью сценарист Роман Кантор.
И это действительно так, фильм скорее говорит нам о дне сегодняшнем, чем о вчерашнем. Возможность заглянуть в то идеализированное прошлое с лихвой дополнена иногда ироничным, иногда очень серьезным взглядом из настоящего. Главный герой-курьер укладывает пироги в квадратную сумку для доставки. Полицейские обсуждают внедрение резиновых дубинок для разгона массовых демонстраций. А борьба главной героини за равноправие – и сегодня в мире на повестке дня.
Архаика и модерн, газовые фонари и электричество, конный транспорт и автомобили. Вместе с героями картины мы ждем новый прекрасный век, хотя в отличие от них знаем, что впереди героев ждут революции и мировые войны.
Так что для вдумчивого зрителя фильм, несмотря на всю его «красивость»: дорогой и продуманный продакшн – декорации и костюмы, чередование сцен с разным ритмом, умеренно ироничные реплики и нежная история любви – оставит в душе и некую нотку грусти. Как говорится, предвкушение праздника иногда лучше самого праздника.

«Серебряные коньки» – просто качественный новогодний фильм, красивая сказка, возможность на пару часов отключиться от действительности, попереживать с героями, понаслаждаться волшебными видами Санкт-Петербурга и взгрустнуть: ведь события в фильме происходят в 1899, накануне нового, революционного для страны века
Посмотреть новогодний фильм рекомендует Екатерина Детушева