Приехать, чтобы остаться


19

Более тридцати педагогических вакансий в Рязанской области включены в проект «Земский учитель»

В России начал реализовываться масштабный проект по привлечению педагогических кадров в села и малые города.
С инициативой поддержать учителей единовременной выплатой в миллион рублей в прошлом году выступил Президент Владимир Путин. И уже с этого года проект «Земский учитель» стартовал, в том числе в Рязанской области.

По условиям проекта школьный педагог, приезжающий работать в сельскую местность либо город с населением до 50 тысяч человек, получает миллион рублей. При этом учитель обязан отработать на своей должности не меньше пяти лет. В каждом российском регионе сформирован свой банк вакансий, которые включены в проект «Земский учитель». В Рязанской области их 33. Общий список формировался по данным муниципалитетов и исходя именно из их потребностей. В нем – те учительские вакансии, которые более других нуждаются в том, чтобы их заполнить.
Специалисты требуются как в городские школы, например Касимова, Сасова и Скопина, так и в сельские. Везде учебная нагрузка – 18 и более часов в неделю. Есть школы, предлагающие трудоустройство на двойную ставку – с нагрузкой 36 часов в неделю. Это, например, Сараевская школа, которой необходим учитель английского языка, или Лесновская школа Шиловского района, ищущая учителя химии и биологии.
«Земский учитель» финансируется в основном из федерального бюджета, но есть и доля регионального софинансирования. Например, в этом году Рязанской области на реализацию проекта выделено 28 миллионов 50 тысяч рублей, 1 миллион 950 тысяч рублей – это областные деньги.


Портал проекта работает по принципу одного окна, обеспечивая оптимальное взаимодействие участников и организаторов программы «Земский учитель» через единую точку доступа


Как объяснила начальник отдела анализа и прогнозирования развития образования и педагогических кадров регионального минобра Мария Агаркова, получить выплату специалист может после официального трудоустройства на одну из 33-х предлагаемых вакансий. Причем это не обязательно должен быть молодой педагог – выпускник вуза или ссуза. Учитель с определенным стажем тоже может принять участие в проекте.
После заключения трудового договора со школой учителю необходимо подать заявление в региональное министерство образования и молодежной политики о предоставлении выплаты (сроки с 1 июня по 20 июля). Миллион рублей будет перечислен получателю в срок с 20 сентября по 30 ноября. Потратить деньги можно на свое усмотрение: купить, например, жилье или автотранспорт. В любом случае никакой отчетности не требуется. Однако если учитель не выполнит свои обязательства, то есть не отработает пять лет, то он должен будет вернуть государству выплату в полном объеме.
Пока соискателей, желающих занять вакантные учительские места в Рязанской области, не так много (хотя интересующиеся уже есть). Это объясняется тем, что сейчас самый разгар учебного года, когда педагоги, как правило, не меняют место работы, а будущие молодые специалисты только оканчивают вузы. Поэтому основной наплыв желающих трудоустроиться по проекту «Земский учитель» ожидается в начала лета. «Рязанские ведомости» будут следить за тем, как реализуется проект в регионе.


3589 учительских вакансий по всей России вошли в проект «Земский учитель». Банк вакансий размещен на сайте. Здесь же есть информация о самих школах и населенных пунктах, где они расположены, а также о мерах поддержки педагогов на местах


Мнения

В Новодеревенской школе Касимовского района, которая является базовой и имеет два филиала, по программе «Земский учитель» готовы принять преподавателя химии и биологии. По мнению директора школы Елены Андрюшиной, единовременные выплаты учителям, приезжающим работать на село и в малые города, – это очень правильный и своевременный шаг. Вместе с тем, как считает руководитель образовательной организации, проект «Земский учитель» должен подкрепляться дополнительными мерами поддержки на местах, например, в виде предоставляемого в социальный найм жилья, льготного проезда в общественном транспорте и т.д. То есть, чтобы закрепить педагога на селе, нужен целый комплекс мер.
Руководитель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Ольга Маслюк уверена, что миллион сельскому учителю – это существенная поддержка, возможность решить, в первую очередь, жилищный вопрос, который для многих является определяющим при устройстве на работу.

Людмила Иванова
Фото Сергея Ларина