Под таким девизом уже десять лет работает Рязанский центр социальной реабилитации инвалидов.
Все эти годы коллектив государственного бюджетного учреждения облегчает жизнь детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты центра занимаются реабилитацией и социализацией инвалидов, обучают их навыкам самообслуживания, правилам поведения в быту и обществе. В центре функционируют группы для воспитанников разного возраста, организованы творческие студии, проводятся праздники.
Рязанский областной центр социальной реабилитации инвалидов открылся 2 мая 2012 года. Тогда на обслуживании учреждения стояли пятьдесят семь рязанцев, в основном это были взрослые люди. За прошедшие годы количество получателей услуг увеличилось десятикратно. В настоящее время на обслуживании центра числится 553 рязанца. Это и дети, и взрослые до 45 лет. Самому маленькому из них 2 года и 9 месяцев.
«Мы работаем с нашими подопечными с рождения. Сопровождаем ребенка в процессе всех этапов взросления и продолжаем работать с ними даже после совершеннолетия, – поясняет директор Рязанского центра социальной реабилитации инвалидов Елена Гришкова. – В этом смысле мы являемся уникальным государственным учреждением для региона. У нас в штате есть все необходимые профильные специалисты: логопеды, медицинские психологи, специалисты по реабилитации, которые занимаются в том числе вопросами адаптивной физкультуры».
Играем, учимся, развиваемся!
Для самых маленьких в центре работает отделение кратковременного пребывания для детей-инвалидов. Работа в нем строится по принципу групповых занятий. Родители приводят детей возраста до шести лет в центр и оставляют на четыре часа. Логопеды и социальные психологи занимаются с ними по программе «Играем, учимся, развиваемся». После занятий специалисты дают мамам и папам рекомендации по реабилитационному процессу, который необходимо поддерживать дома.
«Занятия с малышами проводятся не только в группе, но и индивидуально, – поясняет Елена Гришкова. – Был период, когда из-за пандемии мы не могли проводить групповые консультации, но понимали, что прекращать занятия нельзя. Большинство ребят, стоящих у нас на обслуживании, имеют сложные диагнозы. Многие из них страдают расстройствами аутистического спектра. Любые перемены в погоде, в окружающих их условиях, в нарушении графиков и ритуалов, к которым они привыкли, негативно сказываются на их состоянии. Поэтому мы, по возможности, выстраивали процесс индивидуальных занятий».
В семь лет из отделения кратковременного пребывания дети переходят в отделение социальной реабилитации для детей-инвалидов. Там они получают услуги вплоть до совершеннолетия. На основе индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Как правило, это психологическая помощь во всех ее проявлениях, услуги логопеда, помощь родителям в выстраивании детско-родительских отношений.
Дети, достигшие совершеннолетия, посещают занятия нетолько в центре, но и в квартирах сопровождаемого проживания. В течение шести месяцев с ними работают педагоги социальной адаптации. Две трехкомнатные тренировочные квартиры расположены по адресу Михайловское шоссе, д. 93. Там молодые люди с ментальной инвалидностью учатся на чужом примере собственными силами справляться с житейскими задачами: готовить пищу, делать уборку, ходить по магазинам и правильно вести себя в обществе.
Творчество и общение
В центре реабилитации инвалидов работают три студии: хореографическая, театральная и изостудия. Они пользуются огромным успехом у воспитанников учреждения.
«Ребятам, которые посещают наш центр, сложно включиться в работу секций в культурных учреждениях города в силу поведенческих особенностей, – поясняет Елена Гришкова. – Поэтому мы предоставляем им возможность творчески развиваться у нас».
В изостудии специалисты обучают своих воспитанников разным техникам работы с кистью, карандашом, а также рисованию с различными подручными материалами. В итоге получаются маленькие шедевры.
«К Международному дню инвалидов мы выпустили карманные календарики с этими рисунками. Родители сами были удивлены, что их дети так могут рисовать. Для них и ребят это стимул и мотивация, – поясняет Елена Гришкова. – Детям с ограниченными возможностями здоровья особенно важно, чтобы кто-то ресурсный был рядом. Такими людьми для них являемся мы».
Театральная студия объединяет всех воспитанников центра – от малышей до взрослых. Старшие ребята с очень трогательной заботой относятся к маленьким. Малыши берут пример со старших, стремятся добиться таких же успехов.
«Как в любом творческом коллективе, у нас есть свои «звезды» и лидеры, – рассказывает Елена Гришкова. – Творческие студии центра наши воспитанники посещают не для того, чтобы достичь каких-то высот на этом поприще. Мы даем им базу и площадку для занятий тем, в чем должен попробовать себя каждый ребенок. Ведь, если ребята не ходят в образовательные учреждения, они сидят весь день дома с мамами и бабушками, безусловно, заботливыми, очень их любящими, но детям необходимо общение со сверстниками. Поэтому, помимо коррекционных занятий, мы стараемся выстраивать процесс и в групповом формате».
С прошлого года в центре реабилитации инвалидов появился летний мини-лагерь «Маячок». Он объединяет разновозрастные группы. Смены длятся две недели. Занятия в лагере проходят ежедневно до четырех часов дня. Ребята занимаются всеми видами творчества и приобщаются к трудовой деятельности, ухаживая за мини-огородиком центра.
Современное оборудование
Гордость учреждения не только сильный коллектив специалистов, но и развитая материально-техническая база. В последние несколько лет центру выделялись значительные средства из областного и федерального бюджетов на приобретение самого современного реабилитационного оборудования. Помогают центру и спонсоры.
«Мы закупили много спортивного инвентаря, позволяющего организовать модельные ситуации для отработки любых двигательных навыков, и даже тренажер Гросса, используемый для отработки навыков ходьбы у ребят, которые не могут стоять, – рассказывает Елена Гришкова. – У нас есть костюмы Адели, пришедшие к нам из космических технологий. Они используются для тренировки детей с ДЦП, имеющих слабый мышечный тонус. Для малышей закуплено много методических пособий и материалов: тактильные панели, бизиборды, способствующие отработке навыков использования бытовых приборов, пирамидки, пазлы для изучения цвета и формы».
В реабилитационном центре есть световая интерактивная песочница, сухой бассейн, педагогический интерактивный комплекс, позволяющий обучать детей правилам дорожного движения, а также тренировать координацию, внимание. Кроме того, в учреждении работает швейная мастерская, в ближайшее время планируется открытие гончарной мастерской.
Получать добро и отдавать другим
Старшие воспитанники центра занимаются волонтерской деятельностью.
«Мы стараемся транслировать нашим детям мысль, что человек не может только получать, он должен чем-то делиться в ответ. Им нравится быть полезными, самостоятельными, оказывать помощь слабым и нуждающимся».
Некоторые выпускники квартир сопровождаемого проживания отучились на курсах по уходу за больными в Рязанском медуниверситете и планируют устроиться на стажировку в частный пансионат, чтобы ухаживать за пожилыми людьми. Ребята в сопровождении специалистов центра регулярно посещают приюты для бездомных собак и кошек. Они не только общаются с животными, но и привозят им корм, помогают с уборкой вольеров.
«Я воспринимаю нашу работу как большую воспитательно-педагогическую миссию, – поясняет Елена Гришкова. – Дети – это всегда комплексная работа. Ты разговариваешь с ними о жизни, отвечаешь на вопросы, которые они не всегда могут задать родителям. Ведь воспитание ребенка с инвалидностью – это стресс, зачастую родители сами нуждаются в поддержке специалистов. В конечном итоге результаты нашей педагогической работы проявятся в будущем. Людей с инвалидностью с каждым годом становится все больше. Очень важно начинать работать с такими детьми вовремя и правильно, в том числе с педагогической точки зрения. Своими усилиями мы стараемся оказать на них положительное влияние, чтобы они выросли хорошими людьми. Мы же все хотим жить в обществе, где люди рациональные, позитивные, с правильными моральными ценностями».