Птица учительского счастья


42

№12 (5917) от 19 февраля 2021

Прилетает к тем, кто по-настоящему любит свое дело и постоянно совершенствуется в профессии

Учитель географии рязанской школы № 72 Рязани Ольга Ивлянова вошла в число 15 лучших школьных педагогов России. Эта замечательная новость пришла в конце января из Волгограда, где проходило главное педагогическое соревнование страны – федеральный этап конкурса «Учитель года России». Он должен был состояться еще осенью 2020 года, но из-за сложной эпидемиологической обстановки был перенесен на начало 2021 года.

В этот раз за звание лучшего школьного учителя страны боролись представители 85 регионов. Рязанскому педагогу Ольге Ивляновой удалось успешно пройти испытания первого тура и оказаться в числе 15 финалистов.
По другую сторону конкурсных испытаний, а именно в качестве члена жюри, была еще одна рязанка – народный учитель, преподаватель французского языка рязанской школы № 34 Екатерина Филиппова. Она, напомним, стала победителем «Учителя года» в 1996 году и с тех пор уже на протяжении 25 лет входит в число экспертов конкурса. «Рязанским ведомостям» Ольга Ивлянова и Екатерина Филиппова рассказали о своих впечатлениях от главного педагогического соревнования страны.

***

Ольга Ивлянова в учительстве уже два десятка лет. Но уровень профессионализма педагога измеряется, конечно же, не только стажем, но и многими другими факторами. Здесь, пожалуй, даже важнее общая вовлеченность в свое дело, гармоничное существование в нем. В случае Ольги Ивляновой попадание в профессию, безусловно, 100-процентное – учитель обладает так называемым надпредметным мышлением, без чего современное образование уже сложно представить. Если говорить просто, то надпредметность – это когда, осваивая различные дисциплины, ученик получает не только определенный набор знаний, но и приобретает универсальные навыки для учебы и дальнейшей жизни, развивается как личность, растет как гражданин. На первый взгляд, сложная совокупность, но Ольга Ивлянова прекрасно умеет соединить все эти задачи. Она глубоко убеждена, что география – самая благодатная почва для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, поэтому весь свой педагогический инструментарий учитель направляет именно на это. Как работает такой подход, Ольга Ивлянова и продемонстрировала на конкурсе «Учитель года России».
– В рамках предмета мы устраиваем межкультурный диалог, занимаемся со спилс-картами, ходим в туристическо-краеведческие экспедиции. Все это я применяю в своей работе практически постоянно. Интересные формы и приемы помогают ненавязчиво воспитывать гражданина, любящего свою малую родину и большую страну, человека, уважающего всех живущих рядом с ним, – рассказывает о своих педагогических подходах Ольга Ивлянова.
Здесь стоит сказать, что в деле патриотического воспитания чрезвычайно важна личность самого педагога, его умение выстроить доверительный диалог с учениками, заинтересовать их. Как все это реализуется на практике, Ольга Ивлянова показала на открытом уроке в девятом классе. Тема досталась, казалось бы, не самая интересная – «Экономика Центральной России». Но рязанский учитель подала ее так, что получилось настоящее путешествие во времени и пространстве. Она показала связь традиционных промыслов областей Центральной России с тем, как сегодня в них развивается промышленность, с особенностями и укладом конкретных территорий. Свой родной регион педагог представила михайловским цветным кружевом и кадомским венизом – старинными промыслами, благодаря которым текстильные предметы быта и народные костюмы наших предков приобретали неповторимый «рязанский» колорит. Связь прошлого с настоящим и наоборот – это всегда интересно. Именно на этом приеме учитель и выстроила свое общение с девятиклассниками.
– Постаралась подать тему так, чтобы детям не было скучно на уроке, чтобы они увлекательно провели время и получили максимум знаний, – рассказывает учитель.
К слову, для Ольги Ивляновой открытый урок, по ее же признанию, оказался самым легким испытанием на конкурсе. Все дело, как считает педагог, в естественной для учителя среде – школьный класс, доска, ученики за партами. А вот выступать с мастер-классом со сцены оказалось куда сложнее – такое в жизни школьного педагога все же бывает не каждый день.
К прошедшему конкурсу Ольга Ивлянова отнеслась во многом именно как географ. Параллельно с конкурсными испытаниями она успела познакомиться с представителями разных регионов, что в других обстоятельствах вряд ли было бы возможно. Получилось большое виртуальное путешествие по России через общение с людьми – такими разными, но объединенными принадлежностью к большому российскому сообществу учителей.
По словам Ольги Ивляновой, абсолютно все, кто участвовал в федеральном этапе конкурса, профессионалы своего дела. Поэтому в финале преимущество было у педагогов, которые являются яркими личностями со своей жизненной и профессиональной позицией, индивидуальностью и харизмой. Ольге Ивляновой удалось произвести впечатление на жюри и войти в топ-15 лучших учителей страны. Сама она признается, что старалась, потому что по-настоящему любит свой предмет и уверена, что он позволяет раскрыть все самые лучшие стороны учителя.


Конкурс «Учитель года России» проводился в 31-й раз. Его победителем стал учитель математики из Ростова-на-Дону Михаил Гуров. Именно ему достался хрустальный пеликан, вскармливающий своих птенцов, – символ конкурса, обозначающий признание благородной миссии учительства и его высокой роли в обществе.
Примечательно, что подведение итогов конкурса в Волгограде состоялось 2 февраля и совпало с 78-й годовщиной Победы в Сталинградской битве.
В этот же день с лауреатами «Учителя года России» дистанционно пообщался Президент страны Владимир Путин.


Мнение

Народный учитель, член жюри конкурса Екатерина Филиппова считает, что для педагогического сообщества нашего региона успех Ольги Ивляновой – это значимое событие.

На протяжении пяти лет рязанским учителям не удавалось войти в ТОП-15 лучших школьных педагогов страны. Последний раз такой высокий результат был в 2015 году, когда преподаватель иностранного языка рязанской школы №51 Юлия Симакова оказалась среди финалистов. И вот снова педагог из Рязанской области получает статус одного из лучших российских учителей.Успешно выступить Ольге Ивляновой, как считает Екатерина Филиппова, удалось благодаря интересному открытому уроку. Также народный учитель отметила профессионализм рязанской конкурсантки и ее любовь к предмету.

В целом, по словам Екатерины Филипповой, участники федерального этапа конкурса в этом году произвели на жюри впечатление современных, увлеченных личностей с собственным видением профессии и себя в ней. Они нестандартно мыслят и учат этому же школьников, активно используют в преподавании цифровые технологии.

– Учителя-конкурсанты были очень убедительны. Они увлечены своим делом, вдохновляют, и мы – эксперты – у них тоже чему-то учимся. За такими учителями, уверена, пойдут наши дети, – поделилась впечатлениями Екатерина Филиппова.


Людмила Иванова
Фото из личного архива Ольги Ивляновой