№84 (6288) от 01 ноября 2024
В сентябре этого года в скопинской школе № 2 имени И.М. Еганова открылся центр практической подготовки по беспилотным авиационным системам. Таких школ в нашем регионе всего 17, и школа № 2 Скопина – одна из них.
Старшеклассники начали изучать разработку и сборку, производство и эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов. Занятия проводятся в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Рязанская область вошла в число пилотных регионов по его реализации.
От конструирования до пилотирования
Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» стартовал в России в январе 2024 года. Классы в школах открыты в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные летательные аппараты», входящего в состав нацпроекта «БАС».
Главная цель проекта – создание в России перспективной самостоятельной отрасли экономики, связанной с созданием и использованием гражданских беспилотников.
На сегодняшний день в России БАС используются в широком перечне отраслей экономики: геологоразведка и добыча, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, сфера развлечений. Среди перспективных сфер использования БАС – энергетика, земельное и лесное хозяйства, грузоперевозки.
В школе ученики изучают основы использования беспилотников, сборку, диагностику и ремонт беспилотных летательных аппаратов, настройку оборудования, проходят предполётную подготовку БПЛА на виртуальном симуляторе, учатся управлять беспилотниками и выполнять различные задачи – прохождение лабиринтов, трассы, перевозка груза.
В БАСе даже девушки
Центр открылся 2 сентября. В настоящий момент в нём обучаются 36 детей. Занятия проводят учитель информатики Александр Козлов и педагог дополнительного образования Виктория Волкова. Перед запуском центра преподаватели прошли переподготовку в Калуге.
– Занимаются группами по 12 человек раз в неделю по два часа. Первый час – теория, второй – практическое занятие. Пока рано говорить о результатах. Но школьники уже научились собирать базовые квадрокоптеры. Есть навык управления. Главное, что ребятам очень нравится. Занимаются и девушки. Их немного пока, но, бывает, летают лучше парней. Более аккуратно, – отмечает Александр Козлов. – Эта отрасль сейчас активно развивается. Важно уже в школе про неё рассказывать. Если ученик придёт на это направление, то в будущем может выбрать самые разные профессии в этой сфере, так как изучается но только пилотирование, но и ремонт и конструирование дронов.
По словам директора школы Валентины Мишаковой, обучение направлено на развитие инженерных навыков и профессионального самоопределения в будущем по профессии «Оператор и механик БПЛА».
– Пока в проекте участвуют только наши ученики, но хотим подключать группы из других школ, – говорит Валентина Мишакова. – Мы планируем обучить третьего преподавателя. И будем набирать больше групп. Спрос и интерес есть. Это очень захватывает и увлекает. У нас есть юнармейский отряд имени маршала Бирюзова, мы планируем всех юнармейцев обучить навыкам оператора БПЛА. Отрасль создаётся с нуля. Но уже видна её эффективность не только в военной сфере, но и в гражданских специальностях. Это наше будущее.
На особом контроле
Во время рабочей поездки в Скопин губернатор Павел Малков посетил среднюю общеобразовательную школу № 2, пообщался с преподавателями и учениками. Одной из собеседниц главы региона стала восьмиклассница Ольга Митрохина. Она занимается в центре со дня его открытия.
– Когда сказали, что будет эта внеурочная деятельность, я сразу заинтересовалась. До этого нам рассказывали, что беспилотные летательные аппараты используются сейчас в очень разных сферах. Мне захотелось узнать поподробнее о том, где они используются и что это вообще такое. Записалась в кружок. На занятиях поняла, что мне очень нравится это направление. Уже думаю о том, чтобы связать с ним свою жизнь. Больше нравится сборка. Рассматриваю обучение на инженера, – делится Ольга Митрохина. – В настоящее время беспилотники становится неотъемлемой частью не только работы, но и обычной жизни. Они используются везде: и в гражданской съёмке, и в медицине, и в военных действиях обязательный атрибут. Я считаю, что каждый школьник должен иметь хотя бы базовое представление о них. Это очень пригодится в жизни.
Одноклассник Ольги Митрохиной Арсений Черепенников решил записаться в кружок, чтобы научиться снимать видео с дронов. Юноша планирует в будущем профессионально заниматься видеосъёмкой.
– Я учусь снимать и монтировать видео. И нужно будет в том числе снимать с дронов. На занятиях мы научились собирать квадрокоптеры, управлять дронами в VR-очках, летать через препятствия. Очень понравился процесс сборки коптера. Всё получается. Наш преподаватель Александр Евгеньевич очень хорошо умеет объяснять. Тяжело даётся запуск дрона, потому что, когда мы его поднимаем, он начинает шататься из стороны в сторону. Его нужно сбалансировать. И вот это как раз самое трудное, – рассказывает Арсений Черепенников. – Я считаю, что каждому обязательно стоит хотя бы попробовать себя в этой сфере. Тем более что в ней много направлений: сборка, ремонт, пилотирование. Для каждого найдётся занятие по душе.
Учитель Александр Козлов ознакомил Павла Малкова с современным оборудованием, которое есть в классе, рассказал о его возможностях. Часть ребят выполнили задания по сборке систем, продемонстрировали навыки управления БПЛА.
– Создание классов БАС – серьезный шаг вперёд. Закупили соответствующее оборудование, специальные арены, где можно летать в закрытом помещении. И хотя дети отучились всего месяц-два, мы видим, что это востребовано. У них горят глаза, – сказал Павел Малков.
Глава региона поручил взять подобные центры на особый контроль, в том числе их материально-техническое обеспечение, которое должно расширяться по мере необходимости.
– Правительство Рязанской области и губернатор всячески поддерживают нас, – отметила Валентина Мишакова. – Вопросы Павла Викторовича во время рабочей поездки были конкретными. Он заинтересован в развитии этой сферы в регионе. И я думаю, что всё будет хорошо.
Ирина Баранова
Фото автора