№72 (6077) от 28 сентября 2022

Будущее не существует нигде, кроме как в планах. И чем более профессионально они составлены, тем более прекрасный мир нас ждет.

Ни для кого не секрет, что перед Рязанской областью сейчас стоит задача быстрого развития, но делать это следует комплексно, с полным пониманием того, как выглядит конечная цель. В результате все сводится к инженерным расчетам, но таким, которые касаются не только инфраструктуры и возведения предприятий, но и развития всех аспектов жизни общества, в противном случае мы получим только промзону как таковую.
Очевидно, основной задачей развития рязанского региона является превращение областного центра в город-миллионник. Этого требует естественная экономическая логика. Именно миллионники застрахованы от деградации и увода потока инвестиций в другую сторону. Как показывает практика, численность населения агломерации имеет не решающее, но принципиальное значение.
Кроме того, важна также и логистика. Тут с ней полный порядок. Сообщение со столицей, как самой экономически развитой частью страны, в Рязани налажено до такой степени хорошо, что из Москвы к нам ходят пригородные электрички, по крайней мере, таков их технический статус на Казанском вокзале. Именно у Рязани, в отличие от других областных центров регионов, окружающих Московскую агломерацию, самые выгодные позиции как по пассажирским, так и по транспортным потокам.
Теперь вернемся к уже несколько раз употребленному, но малознакомому обывателю термину «агломерация». Это не просто новый, а судя по всему единственно возможный метод расселения людей в 21 веке. Дело в том, что сельское хозяйство в нынешних условиях, как и все остальные направления экономики, должно соответствовать тренду на максимальную технологическую вооруженность, и как следствие, сокращение числа рабочих мест, исходя из принципа «вкалывают роботы, а не человек». Развитой эта отрасль считается тогда, когда, когда в ней занято не более 1% от трудоспособного населения. Если больше, то это маркер технологической отсталости. И в результате сельская жизнь возможна только там, где есть гарантированная транспортная доступность крупных городов. Обычно радиус такой зоны составляет 40 километров. Это и называется агломерацией.
А уже внутри нее люди выбирают, где жить: в многоквартирном доме в городской черте или в частном жилище за городом. Остальная площадь отдается под фермерские хутора или компактные агропоселения. Такой подход к развитию населенных территорий был инициирован пару лет назад в масштабах всей страны. В этом же плане прописано создание десятков агломераций. Поскольку план пока окончательно не утвержден, есть возможность его дополнять. И вот здесь существует шанс для Рязани войти в список подобных агломераций, получив соответствующее финансирование на развитие еще и по данной программе.
Также необходимо подумать над развитием самого областного центра в плане его границ. Очевидно, что кроме уже присоединенной еще в советские времена Солотчи, нужно сделать районами города Поляны и Варские, а также Подвязье, тем более что население этих сел уже интегрировано в городскую среду, осталось только признать это де-факто.
Было бы неплохо вспомнить еще один проект – полную электрификацию городского транспорта. Из Рязани вполне можно вывести все автобусы и маршрутки, заменив их исключительно троллейбусным сообщением. Это резко снизит не только экологическое загрязнение, но и позволит повысить надежность системы общественного транспорта, поскольку у электромобилей, которыми являются троллейбусы, меньше точек отказа и как следствие, поломок. Еще 50 лет назад, сразу после появления Окского моста, возник план пустить троллейбусы даже до Заборья. Его не реализовали из-за бюрократических проволочек. Но сама техническая возможность была. Сейчас, в новую технологическую эпоху, это стало сделать еще проще.
Самый амбициозный из всех проектов развития – соединение Рязани и Рыбного в единый город через строительство нескольких новых микрорайонов. Здесь требуется просчитать все аспекты создания нового инфраструктурного узла. Но и это вполне претворяемо в жизнь. Главное – начать.

Михаил Скрипников (текст)

Самое читаемое