Фрагмент интерактивного театрализованного действа «Маленькая порция яда»

№30 (6234) от 19 апреля 2024

Театрализованное действо по произведениям Константина Паустовского делает зрителя соучастником события. Проект работает в салоне «Аромат времени» на новые смыслы.

Начало

Иммерсивный театр «РЕМарка» придумали двое творческих людей – режиссер Роман Евгениевич Маркин и поэт, композитор, бард Нурислан Ибрагимов на встречах-вечерах в литературном клубе «Самородок».

– Я себе такой театр представляю как погружение в необычную атмосферу. В ней зритель – участник действия. Он делает то, что обычно не делает, – поясняет Роман Маркин.

Предтечей иммерсивного театра стал в 1990-е экспериментальный театр «Малая сцена», где режиссер Роман Маркин сделал два спектакля-перформанса: «Игра в шахматы» и «Лис-философ». Второй – в соавторстве с Евгением Калакиным по пьесе Славомира Мрожека.

Новое время. И новое прочтение

Выбрать для проекта Константина Паустовского предложила руководитель салона «Аромат времени» Ксения Паначева. А отбор его произведений взял на себя режиссер Роман Маркин. По его словам, не хотелось брать уже известную рязанцам «Телеграмму» или рассказы о Мещере. И тогда…

– Собрание сочинений писателя насчитывает девять томов. Основой программы стали три рассказа из автобиографической «Книги о жизни» и стихи Игоря Северянина, – рассказал Роман Евгениевич.

Когда я услышала от режиссера имя этого поэта, то сразу подумала о его «ананасах в шампанском». Словно подслушав мои мысли, Маркин продолжил: «Хочется, чтобы звучали хорошие стихи – они, как известно, делают человека лучше».

В Серебряном веке Игорь Северянин извлекал «мелодию из слов, не имевших смысла. Язык существовал только как музыка».

«Сила жизни такова, что переламывает самых фальшивых людей, если в них живет хотя бы капля поэзии. А в Северянине был ее непочатый край», – напишет Константин Паустовский в «Книге о жизни» (рассказ «Медная линия» используется режиссером как один из сюжетов интерактивного театрализованного действа).

Больше, чем быт

Сельский аптекарь. Кондуктор в московском трамвае. Известный на весь мир певец Федор Шаляпин и миллионер Савва Мамонтов, Игорь Северянин… Череда исторических лиц и фактов, упоминаемых во время интерактивного сценического действа, типы человеческих характеров – всё это делает проект «Маленькая порция яда» еще и просветительским для тех, кто захочет принять в нем участие.

Я не стану озвучивать сюжеты историй – их узнают записавшиеся на театральное действо, а оно намечено уже на ближайшее воскресенье. Важнее другое – звуки и запахи оживают «здесь и сейчас». Кто век назад мог ходить по городу с зелеными руками и не был при этом маляром? Как пахнут протертые между пальцами верхушки полыни и что связывает цикуту и Сократа?

И как может подействовать на юношу маленькая порция яда от ближнего в почти дружеском разговоре? Это только малая часть вопросов, ответы на которые дает писатель.

Его герои свободно плавают в житейском море. Оно и сегодня временами бурлит и клокочет. И захватывает нас в свои вихри, и несет в бурном потоке.

– Я нашел у Паустовского несколько разных фрагментов, где я солидарен с писателем в оценках повседневности, – говорит режиссер. – Мы в ней все живем и даже не задумываемся порой, как нам кажется, о мелочах. Между тем важно хотя бы ненадолго отстраняться от нее, смотреть на ее поток со стороны.

История повседневности быстро меняется, а ведь быт сохраняет много информации.

А что на выходе?

– Мне хочется, чтобы читали Паустовского, ведь его произведения – потрясающая литература, – ответил Роман Маркин, когда я спросила его о том, для чего он, как режиссер, придумывал и ставил этот новый интерактивный проект. – Понятно, что театр сегодня рассматривают как досуг. Но ведь этот досуг не про «поесть и попить» и не про то, как на себе любимых сосредоточиться.

Бывает так, что часть публики погружается в свои, вызванные действом, воспоминания.

– Мне хочется «вытащить» из человека эмоцию не от инстинкта, а от духа, – признался Роман Евгениевич. – Если у зрителей, точнее, соучастников действа вспыхнула, хоть на миг, такая эмоция, значит, не зря и они, и я встретились. Ведь театр – это здесь и сейчас.

16+

Людмила Трухина
Фото предоставлены Ксенией Паначевой