№93 (6397) от 12 декабря 2025
В художественном музее им. И.П. Пожалостина открылась большая выставка работ графика Александра Васина (1915–1971)
Имя нашего земляка Александра Андреевича Васина широкой публике известно мало. Хотя многие люди старшего поколения, возможно, давно знакомы с его творчеством: художник оформил немало книг, до сих пор хранящихся в домашних и публичных библиотеках. Некоторые стали библиографической редкостью, и за ними охотятся коллекционеры.
Графика Александра Васина находится в собраниях ведущих отечественных музеев – Русского в Петербурге, Пушкинского (ГИМа), литературного им. В.И. Даля, центра «РОСИЗО» в Москве и других. А на малой родине, в Рязани, до недавнего времени работ художника не было. Но в прошлом году сын мастера, Андрей Александрович Васин, живущий в столице, передал художественному музею 268 произведений отца – щедрый дар. Более 130 работ из этой коллекции представлены на выставке, приуроченной к 110-летию со дня рождения Александра Андреевича. Экспозицию дополняют книги из собрания семьи художника и частных библиотек.
***
Александр Васин родился 30 августа 1915 года в Рязани в семье военного инженера. В 1930–1933 годах учился в Рязанском строительном техникуме, с 1933-го по 1937 год – в Московском инженерно-строительном институте на архитектурном отделении. После окончания вуза работал в мастерской известного архитектора А.К. Бурова. В войну служил в инженерных войсках, преподавал мостостроение курсантам и… увлёкся рисованием карикатур.
Их стали печатать в газетах, и вскоре Васин обратился в знаменитый журнал «Крокодил», где в карикатурах разглядели большой талант и предложили Александру Андреевичу получить высшее художественное образование. Представьте, в академический институт (имени Сурикова) на факультет графики Васина зачислили сразу на третий курс! В 1949 году, после окончания вуза, его приняли в Московский союз художников. А во второй половине 50-х искусствоведы и коллеги уже называли Васина одним из ведущих художников книги.
Как вспоминала дочь мастера Елена Трофимова (Васина): «Первое, что скажут люди, знавшие Александра Васина, – это был очень весёлый, артистичный человек. Легко импровизировал, писал стихи, играл на фортепиано, пел, танцевал. Был душой любой компании. Всё делал очень легко. Работа была ему в радость и как будто не доставляла никакого труда. Конечно, это было лишь внешнее впечатление. Но в те годы мне так казалось. Отец жил полно, радостно, но как-то чрезвычайно быстро. Всё уместилось в пятьдесят шесть лет». 13 ноября 1971 года художник скончался в Москве.
Творческая профессиональная биография Васина-графика – около четверти века, включая студенческие годы. Он сотрудничал с издательствами «Художественная литература», «Детгиз», «Прогресс», «Молодая гвардия», «Искусство», «Просвещение», «Советская Россия» и другими. Наследие его объёмно: это не только книги, но и разные виды полиграфической продукции, а также станковая графика – пейзажи, портреты и т.д. Ни в поездках, ни на отдыхе художник не расставался с блокнотом.
***
Искусство книги неотделимо от времени. Расцвет творчества Васина пришелся на эпоху оттепели. Время физиков и лириков, время большей свободы. Но в то же время – технических ограничений в архитектуре и книгоиздании. Никита Хрущёв хотел массовости – а значит, доступности, удешевления во многих сферах быта и культуры.
Не «сталинский ампир», дома-дворцы, а панельные серии, не шикарные издания с вклейками-иллюстрациями, а скромные книги с черно-белыми рисунками или без них. Цвет – на суперобложках, на обложках, иногда в книге, но очень скупо, часто один-два оттенка. Парадокс, но при этом искусство книги в СССР вышло на новый виток развития. Молодое поколение художников вернулось к подзабытому принципу создавать книгу как единое целое, но на новых эстетических принципах.
Все знакомы с изданиями, созданными разными художниками: один рисует иллюстрации к произведению, другой занимается дизайном (обложки, титульные листы, буквицы и т.д. и т.п.). Два автора – два стиля, два замысла… Александр Васин и его единомышленники придумывали образ книги целиком, от А до Я, от шрифта до иллюстраций, как архитектор придумывает здание. И виртуозно выполняли любую часть работы. Поэтому, несмотря на пожелтевшую недорогую бумагу, на скромные выразительные средства, многие книги второй половины 50-х – 60-х годов так запоминаются и ценятся.
***
В работах на выставке видишь абсолютную внутреннюю свободу, высокий уровень культуры – во всём, тонкое чувство стиля и юмор (конечно, там, где он уместен). Васин одной-двумя линиями мог очертить образ, дать развернутую характеристику, метафору. Минимализм 60-х не мешал ему выразить ни характер произведения, ни собственный почерк.
В отличие от «подробных» иллюстраций рисунки мастера оставляют место для воображения читателя, создания его собственной «ленты видения». Эта графика – не про детали интерьера и черты лица. Проведу параллель: в современном театре при постановке пьесы или инсценировки «иллюстрация» – слово ругательное. Цель – не воспроизвести текст и костюмы до мельчайших деталей, а дать зрителю импульс задуматься над тем, о чем думал автор.
Иллюстрации Васина – это доверие к читателю и глубокое понимание писателя. Таковы, например, линейные рисунки к произведениям Александра Грина. Многие листы художника – пример блестящего владения формальной композицией, которому могут позавидовать абстракционисты и дизайнеры. В его работах много «воздуха», и в этом тоже – отражение эпохи.
***
Особое место в творчестве Александра Васина занимают иллюстрации к произведениям Константина Симонова. Художник работал над несколькими изданиями романа «Живые и мертвые» (на разных языках). Не знаю, встречались ли ровесники, а если да, то вспоминали ли они свое рязанское детство 20-х годов, но пометки писателя на обороте работ Васина сохранились. Посмотрите иллюстрации к «Живым и мертвым», а также к роману Ремарка «На западном фонте без перемен» – как изображал войну, людей на войне тот, кто её пережил.
И совсем иное – в иллюстрациях к Юрию Олеше, Ильфу и Петрову. Острый взгляд карикатуриста помогал создавать ёмкие острохарактерные образы. Даже когда в книге нет места рисункам, как в случае с «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома. Там только маленькие виньетки (заставки), но каждая прекрасна: фокстерьер Монморанси, черный кот, «натюрморты».
Васин блестяще иллюстрировал зарубежную литературу – и современную, и классику. Диапазон широчайший: от Астрид Линдгрен с «Приключениями Калле Блюмквиста» до сборника стихов Франсуа Вийона, от «Мамаши Кураж» Брехта до «Праздника святого Йоргена» Бергстеда, от «Сервантеса» Бруно Франка до рассказов Сомерсета Моэма. А оформляя книги на иностранных языках для издательства «Прогресс», он мастерски работал с рукописными шрифтами не только на кириллице. Безусловно, Александр Андреевич в своём деле был «международным гроссмейстером».
***
Среди пейзажей Александра Васина – Прибалтика и европейские города. Художник бывал не только в соцстранах: осенью 1956 года он принял участие в первом круизе вокруг Европы на теплоходе «Победа». Советские туристы, среди которых были учёные, журналисты, писатели, в том числе Константин Паустовский и Борис Полевой, посетили Болгарию, Турцию, Грецию, Италию, Францию, Голландию и Швецию. Впечатления от этой поездки потом пригодились художнику при работе над многими изданиями.
Музеем издан прекрасный иллюстрированный каталог коллекции Александра Васина со вступительной статьей куратора искусствоведа Нины Павловой (дизайн Елены Михалевич, фоторепродукции Андрея Павлушина). В рамках выставки (12+), которая будет работать по 8 февраля, пройдут экскурсии и лекция о книжной графике. С программой мероприятий можно ознакомиться на официальных страницах музея в интернете.
Елена Ступина
Фото Елены Ступиной














Купить электронную копию газеты