№89 (6193) от 22 ноября 2023

15 ноября исполнилось 65 лет с тех пор, как на рязанской земле появился 360-й авиаремонтный завод

Постоянная модернизация производства, внедрение новейших технологий и оборудования, высокий уровень квалификации персонала – вот что позволяет предприятию на протяжении десятилетий оставаться в числе лидеров отрасли. О прошлом, настоящем и будущем завода – управляющий директор АО «360 АРЗ» СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ ГОЛОВАСТОВ:

– У каждого предприятия есть день рождения, который с удовольствием отмечается каждый год. Нашему заводу повезло – таких дней у нас два: день образования – 25 апреля 1940 года и день прибытия на рязанскую землю – 15 ноября 1958 года.
История предприятия началась в далеком 1940 году, когда в соответствии с директивой Генерального штаба ВС СССР от 25 апреля 1940 года № 05/178403 в составе 45-й воздушной армии Забайкальского военного округа были сформированы 500-е стационарные авиамастерские для осуществления ремонта авиационной техники. Место расположения – поселок Укурей Чернышевского района Читинской области. За годы Великой Отечественной войны для боевых частей авиации дальнего действия было отремонтировано около 900 самолётов, в том числе Пе-2, Ил-2, По-2, И-15, И-16, СБ. Ил-10, более 1500 авиационных двигателей.
С 6 августа по 3 октября 1945 года 500-е стационарные авиаремонтные мастерские входили в состав действующей 12-й воздушной армии, участвовавшей в войне с Японией. Был освоен ремонт реактивных фронтовых бомбардировщиков Ил-28.
В соответствии с приказом командования ВВС от 30 октября 1958 года № 260 287-я авиаремонтная база войсковой части 23546 передислоцирована из п. Укурей Читинской области на новое место – в город Рязань. 15 ноября военный эшелон из 17 вагонов с оборудованием, личным составом, состоящим из 25 офицеров и 60 солдат, а также 14 семей гражданского персонала в/ч, которые согласились на переезд, прибыл на рязанскую землю. Ремонт самолётов (Ту-16) начался с первых дней прибытия в Рязань, в вагонах эшелона, в недостроенном 1 корпусе и под открытым небом везде кипела работа. Параллельно с ремонтом самолётов шло строительство 1 корпуса, к концу 1960 г. в нём разместился весь завод. В 1965 году построили 2 корпус, в 1978 – третий, так же строились склады, станция СНиЛИ, гараж и т.д. в 2020 году в эксплуатацию ввели новый корпус на территории сервисного центра.
Обосновываться на новом месте и наладить полноценную работу невозможно без решения жилищных проблемы. Историческое значение завода заключается в том, что был создан и обустроен целый микрорайон города. Первый трехэтажный дом был построен в 1959 году, второй – в 1960-м, и так каждый год по дому. Был построен детский садик, гостиница-общежитие «Байкал», столовая и медицинский пункт. Росла численность завода, если в 1959 году было 200 человек, а в 1965-м уже более тысячи.
Решением Исполкома Рязанского городского Совета депутатов трудящихся от 1 июля 1961 года № 49 безымянная улица в поселке Дягилево названа Забайкальской, в память о прибытии завода из Забайкалья. В 1963 году маршрут городского автобуса № 8 продлили от военного городка. Автобус стал ходить от площади Ленина до завода. В 1970 году при финансовой поддержке и непосредственном участии работников завода проложена троллейбусная линия от авиагородка до завода. По документам архива, это была уже 22 линия городских троллейбусов.
В 1962 году авиаремонтная база в г. Рязани получает статус авиационно-ремонтного завода (360 АРЗ). 70-е годы характеризуются дальнейшим наращиванием производственных мощностей по ремонту авиатехники второго поколения. На 360 АРЗ проводились работы по модернизации самолётов дальней авиации (3М, М-4, Ту-22). В 1990-х годах завод начал осваивать ремонт самолёта Ил-76, а затем ремонт и модернизацию стратегического бомбардировщика Ту-95МС.
На рязанской земле заводом всего отремонтировано более 900 тяжёлых самолётов различных типов. А всего за период своего существования завод освоил ремонт более 22 типов различных самолётов (от первого до четвёртого поколения), ремонт сложнейших прицельных, пилотажно-навигационных комплексов, систем автоматического управления самолётами, 9 наименований цифровых вычислительных машин, систем управления подготовкой и пуском ракет.
В настоящее время АО «360 АРЗ» входит в состав АО АВИАРЕМОНТ и выполняет следующие виды деятельности: ремонт, техническое обслуживание и модернизация самолётов, унифицированных агрегатов заправки, другие. 15 ноября мы отметили второй день рождения нашего предприятия – 65 лет со дня прибытия на рязанскую землю – и поздравили всех заводчан с этой важной датой.

Юрий Евстифеев (текст)