Счастье быть собой


91

Московский художник Мила Маркелова приглашает нас в лето «без фильтров»

В жаркие деньки на природе каждому хочется простых радостей. Солнца до покраснения, купаний до посинения, разговоров без притворства и тщеславия, одежды, в которой, в первую очередь, удобно… А сколько веселья и жизненной энергии кипит над столами с изобилием фруктов, овощей и ягод! И можно не думать о том, красиво ли ты сидишь с долькой арбуза, а просто уплетать сочную мякоть, глядя, как розовые струи стекают по рукам чуть ли не до локтей… Такое лето не попадает в ленты социальных сетей, зато надолго остается в памяти. Оно – настоящее. Именно туда, отбросив все навязанное современностью, мы окунаемся на выставке Милы Маркеловой «Знакомые все лица».

Живопись московской художницы – колоритная смесь реализма и модернизма. Собственно, о колоритности начинаешь размышлять еще на входе в зал областного художественного музея. На одной стене сгруппированы шесть полотен – полиптих «Арбузы». Автор сгущает краски и контрасты, и через невинный сюжет – поедание сладкого плода в семейном кругу – проступают чуть ли не мотивы древних священных ритуалов… Впрочем, все это ирония и гротеск, которые превращают мужчину над тарелкой арбузных долек в персонажа фильма ужасов. Художник не пугает зрителя – лишь показывает, насколько увлеченным, до исступ­ления, можно быть в разные моменты жизни.
Все творения Милы Маркеловой, в сущности, именно об этом – о высших точках ситуаций, когда всестороннее ощущение мира обостряется до звона в ушах. А раз мы говорим о самых честных впечатлениях от жизни, изображать идеально прекрасные тела и лица не подобает. Герои картин замечательны тем, что они настоящие – с морщинами, родинками, нарядами «не на выход» и непротокольными выражениями лиц. Даже если они позируют художнику. Вот молодая мама смеется, старшая дочка корчит рожи, не желая быть принцессой, сынишка на руках насупился… Член Союза художников России Елена Гонтаренко отметила на открытии выставки: «Она не просто «красивенькая», она заставляет нас задуматься, кто мы такие». А чтобы узнавание стало еще сильнее, рядом с некоторыми картинами висят небольшие зеркала.
Есть в экспозиции и несколько сюжетов из села Незнаново Рязанской области. Художник часто бывает там и любит зарисовывать бытовые сценки. «Это обычные люди в обычных местах – на ярмарке, например. Мне нравится само название – Незнаново, оно отсылает к «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова», – признается Мила Маркелова.
…Когда церемония открытия завершается и все тянутся к выходу, последними шествуют две пожилые дамы.
– Надо же, какая выставка! И сколько интересных лиц! – восторженно говорит одна другой.
– А я-то в каждом из них себя узнаю, – бросает им художник и уходит, а дамы остаются делиться впечатлениями.

Татьяна Клемешева
Фоторепродукции автора