№46 (6150) от 23 июня 2023
Куда в Рязани сдать использованные автомобильные покрышки?
Автомобили традиционно называют в числе ключевых источников загрязнения окружающей среды, одним из факторов которого являются автопокрышки. В этом вопросе не всегда есть вина самого владельца – нет понимания, куда сдать использованные шины, а в шиномонтажах за утилизацию ещё надо заплатить.
Проблема утилизации покрышек волнует не только автомобилистов, но и остальных жителей Рязани. «Шины – это бич города. Они уродуют и загрязняют дворы. Существует ещё проблема дурного вкуса граждан, которые из шин устраивают цветники и детские площадки, считая это красивым», – говорит рязанка Екатерина Стефанова. В её дворе покрышек полно – из всех сделаны цветники. Никто не задумывается, что, помимо спорного внешнего вида, под воздействием солнца и дождей они выделяют вещества, загрязняющие почву. В управляющей компании заявляют, что лучшего варианта не нашлось. Главное, что покрышки не жгут дети, а так хоть какое-то своеобразное благоустройство.
«Покрышки запрещено выбрасывать в контейнеры для ТКО, а также складывать их на площадку для крупногабаритного мусора. Автомобильные шины – это полимерные отходы, которые при нагревании выделяют ядовитые пары, отравляющие землю и воздух. Они относятся к промышленным и имеют III-IV класс опасности по негативному воздействию на окружающую среду», – заявляет региональный оператор по утилизации ТКО «Эко-Пронск» и советует решать проблему двумя способами: сдавать шины на шиномонтаже или в профильное предприятие по утилизации резины.
В министерстве ТЭК и ЖКХ области регоператора поддерживают. «Вопрос утилизации шин лежит на их собственнике. Именно он должен обеспечивать доставку непригодных для эксплуатации шин в места их переработки. При возникновении несанкционированной свалки из шин во дворе дома ответственность за вывоз ложится на управляющую компанию или на орган местного самоуправления», – комментируют проблему в министерстве.
Хорошо, посыл понятен: намусорил – убирай сам. На вопрос автомобилистов «есть ли в Рязани такое предприятие?» отвечают экологи из «Экологического рязанского альянса». «На прошлой неделе мы ездили на встречу с руководителями шинного предприятия ООО «Полиметалл», которое находится в Рязани. Обсудили с ними основные вопросы, достигли договорённостей, обо всём пока рассказать не можем. Рязань и Рязанская область очень сильно загрязнена шинами: это, как правило, легковые, грузовые, тракторные шины. Сельхозшины комбинаты вообще не знают, куда девать», – рассказывают активисты. По их словам, большая часть компаний нарушает порядок утилизации покрышек, из-за чего появляются многочисленные несанкционированные свалки шин.
«На нашем предприятии установлено несколько линий для измельчения резины. Одна линия совершенно новая и ещё только ждёт запуска. На выходе получается крошка, которая в дальнейшем идёт на производство, например, различных уличных покрытий. Чипса из переработанной резиновой крошки идёт на дренаж под укладку труб», – рассказывает руководитель предприятия Иван Федоров. По его словам, первая и самая главная цель на сегодня – это собрать все несанкционированные свалки шин региона. Но есть и проблема. Предприятию стабильно не хватает сырья. И хотя шины принимаются на переработку бесплатно, рязанцы редко привозят покрышки самостоятельно.
«Единицы повезут сдавать шины на предприятие. Считаю необходимым наладить систему сбора шин с контейнерных площадок. Возможно, это должен быть какой-то день недели или число месяца известный всем, когда с площадок забирают шины, машина «Эко-Пронска», или переработчика, или ДБГ проезжает и всё собирает. Ещё считаю, что надо обязать УК очищать дворы от шин и проводить разъяснительную работу о незаконности использования шин в качестве клумб и игрового оборудования», – уверена рязанка Екатерина Стефанова. По её мнению, автомобилисты навряд ли сами начнут убирать за собой покрышки, а действенным методом, как всегда, должна стать инициатива государства.
«Важно включать такие предприятия в терсхему области, чтобы работа была системная и все знали, что делать с шинами, куда их можно отвезти. Видимо, нужны и городские пункты приёма шин, удобные для населения», – считает руководитель «Экологического рязанского альянса» Евгений Рыбаков.
С гласом народа трудно не согласиться, ведь нельзя сказать, что все автовладельцы задумываются о правильной утилизации покрышек. Вот вы, как автолюбитель, хоть раз задавали себе этот вопрос? Правильно, нужен стимул: желание защитить окружающую среду или финансовый интерес. В противном случае, кто-то должен позаботиться об этом со стороны. Но участие регоператора или управляющей компании справедливо скажется на тарифе за уборку такого автомобильного мусора. В итоге возникнут вопросы: почему опять подняли тариф? И кто в этой ситуации будет прав, а кто виноват?
Но автомобилисты пока полны сомнений: «С одной стороны, это благое дело, но с другой стороны, вы нам сами привезите, сложите, а мы переработаем и продадим. Осадочек остаётся», – делится мнением рязанец Ефим Луценко. «Если бы знал куда сдавать – отвез бы, мне не сложно», – не согласен с ним другой рязанский автомобилист Игорь Наумов.
В итоге получается замкнутый круг. Остаётся уповать только на сознательность самих автомобилистов, каждый из которых пока вынужден делать выбор: выбросить автомобильную покрышку куда придётся или озаботиться её судьбой на шиномонтаже или предприятии по утилизации. Тут хочется пожелать только одного: «Сдавайся, друг! Утилизируй шины правильно – подумай об окружающей среде». И начать с себя, прежде всего. А пока же автомобильные покрышки продолжат собираться на рязанских стихийных свалках, задворках гаражей или рядом с пунктами сбора ТКО, загрязняя нашу воду и землю.
Какой выбор сделаете вы – рязанские автомобилисты?
Александр Джафаров
Фото «ЭРА»