Серебро «Золотого гонга»


105

Победителем 25-й, юбилейной церемонии Всероссийского журналистского конкурса «АРС-ПРЕСС» стал проект «Баба рязанская»

– В 2019 году во всех 13 номинациях победителями стали региональные издания, которые пишут о жизни с мест, о проблемах соседа по улице, – отметила на открытии премии исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России Софья Дубинская.

Впервые конкурс с богатой историей был организован в 1994 году как аналог телепремии «Тэфи» и носил тогда название «Гонг массмедиа». В свое время его лауреатами становились такие мэтры профессии, как ­Андрей Бильжо, Дмитрий Соколов, Вадим Речкалов и Анна Политковская.

И сегодня «Золотой гонг» – это журналистский конкурс, в котором особенно ценятся высокий профессионализм, творческая активность, неравнодушное отношение ко всему, чем живет общество. За годы своего существования он стал настоящим смотром профессионального мастерства журналистов печатных и электронных СМИ, редакций, корпоративных изданий и издательских домов всех регионов России.
Три тысячи работ журналистов и редакционных коллективов оценивали легенда российской журналистики Ясен Засурский, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова. В номинации «Акция года» газета «Рязанские ведомости» была отмечена дипломом второй степени за проект «Баба рязанская».
Он стартовал в издании в июле и продолжается и сегодня. В рубрике «Культурный слой» журналисты издания Екатерина Детушева, Людмила Иванова, Татьяна Клемешева и Елена Крамар, окунувшись в историю возрождения и популяризации народных культурных традиций, рассказывают читателям о личном опыте примерки аутентичных рязанских костюмов, исследуют традиции предков и рассказывают о тех, кто эти традиции бережно сохраняет.
Главной визуальной основой проекта стало сотрудничество журналистов газеты с коллегой из Москвы – фотожурналистом, членом Русского географического общества Анатолием Струниным. Благодаря его фотосессиям, проведенным в большинстве своем в районах Рязанской области, на свет появились образы михайловских красавиц, котелинской невесты, славянок, живших в рязанских краях в XVI веке, и даже тех самых рязанских баб, что торговали в своих ярких костюмах в начале века XIX на Красной площади в Москве.
За полгода в проекте приняли участие работники Рязанского кремля, рязанской филармонии, сотрудницы таких предприятий, как «Кадомский вениз» и михайловская «Труженица», дизайнеры Наталья Секач и Елена Селиванова, фольклорный коллектив Котелинского сельского дома культуры, ансамбль «Михайловские напевы» и этноклуб «Скопинские поневницы». Впереди совместная работа с музеем в Константинове и касимовским музеем.
В рамках проекта, который с самого начала поддержали министерство культуры и туризма Рязанской области, Центр развития туризма и Центр народного творчества, изданию удалось привлечь к теме сохранения традиций и наших постоянных читателей, а также членов группы «ВКонтакте», которые стали участниками редакционного конкурса «Баба рязанская». Он прошел в разгар 2-го Международного форума древних городов и 1-го Межрегионального фестиваля «Рязанскую поневу за кремлем видно». И рязанцы с удовольствием на него откликнулись, прислав в редакцию более 200 снимков и историй о своей малой родине, семейных реликвиях, традициях и увлечениях.


Точка зрения

Екатерина Детушева, журналист, руководитель и участница проекта:

– Благодаря объединению журналистов, фотографа и хранителей народных традиций мы дали возможность себе и рязанцам по-новому посмотреть на нашу рязанскую культуру, на почти забытые народные обычаи и промыслы, возможность переосмыслить свою самость. Проект «Баба рязанская» создал и продолжает создавать целостный и очень глубинный образ современной женщины, которая любит свою родину и бережно хранит в душе историю своих предков.

Елена Крамар, журналист, участница проекта:

– Я сразу почувствовала свои деревенские корни. Свободный крой и фасон одежды, яркие краски и символичные детали – все это напоминает о том, что красота в простоте. А участие в старинных обычаях напоминает о неторопливости и наслаждении каждым моментом жизни по сравнению с нашей современной суетой.

Людмила Иванова, журналист, участница проекта:

– Скажу честно: в современной деловой одежде мне намного комфортнее и привычнее, чем в народном костюме. Но, облачаясь в наряд из прошлого, я чувствую, как преображаюсь. Ведь народный костюм несет в себе массу важных жизненных смыслов, доставшихся нам от предков…

Татьяна Клемешева, журналист, участница проекта:

– Оказаться на Красной площади в образе рязанки позапрошлого века было потрясающе! Откуда-то взялись и величавость, и уверенность в себе, и огромное желание порадовать окружающих – ведь наши прародительницы ездили в Москву торговать на ярмарках и привлекали всеобщее внимание. И кажется, у нас получилось вписаться в местный торг и показать туристам со всего света красоту и самобытность рязанского народного костюма. «Баба рязанская» – это гордое звание, и мне приятно было представить нашу уникальную культуру.


Екатерина Детушева
Фото Анатолия Струнина