Скопинские корни Василия Агапкина


205

обнаружились в селе Клекотки

Имя военного дирижера и композитора Василия Ивановича Агапкина (1884-1964), автора легендарного марша «Прощание славянки», широко известно далеко за пределами рязанской земли. Местом его рождения считается деревня Шанчерово в Михайловском районе: здесь жили его дед и прадеды по отцу, в приходской Дмитриевской церкви села Жмурово 27 января (8 февраля) 1875 г. венчались его родители – Иван Устинович (1856-1890) и Акулина Васильевна (1856-1885). А вот линия предков матери будущего композитора связана с другим населенным пунктом, расположенным южнее, – с селом Клекотки, относившемся к Епифанскому уезду Тульской губернии, а ныне находящемся в Скопинском районе Рязанской области.

Село на Засечной черте

Клекотки – село древнее. Археологические исследования показали, что какое-то поселение существовало на его месте уже в XI-XIII вв. В конце XVI в. угол, образованный слиянием нескольких ручьев, был вновь заселен стрельцами или казаками, несшими караульную службу на Большой Засечной черте. Позднее их потомки приобрели статус лично свободных крестьян-однодворцев. После петровских реформ некоторые из них поступали на военную или гражданскую службу, получали соответствующие чины, становились личными или даже потомственными дворянами и приобретали собственных крепостных крестьян. Впрочем, некоторые однодворцы в XVIII в. владели крепостными и не принадлежали к благородному сословию. Так, например, в материалах 2-й общегосударственной ревизии податного населения, проводившейся в Епифанском уезде в 1745-1747 гг., в «селе Кликоток» упоминаются «однодворец Степан Иванов сын Нечаев и жена его Варвара Осипова дочь», в собственности у которых находились двое дворовых людей – видимо, это были личные слуги.

Прапрадед Василия Ивановича Агапкина

В конце XVIII в. в Клекотках проживал отставной секунд-майор Трофим Степанов сын Нечаев, владевший в селе полутора десятками крепостных душ. В документах 6-й (1811 г.) и 7-й (1816 г.) ревизий податных сословий, сохранившихся в фондах Государственного архива Тульской области (ГАТО), среди них упоминается семья крестьянина Анисима Ананьева (1770-1844) – прапрадеда Василия Ивановича Агапкина. В небольшом хозяйстве вместе с ним проживали его жена Ирина (1770-?) и трое сыновей: Андрей, Филипп и Антон. С началом Отечественной войны 1812 г. старший из них, 17-летний Андрей Анисимов, был отдан в Тульское губернское ополчение. О нем три года спустя после войны была сделана запись: «Во ополчении с 1812 [года] и не воротился». Средний сын Филипп Анисимов (1797-1865), прадед будущего композитора, зимой 1816 г. взял в жены односельчанку – крестьянскую дочь Авдотью Сергееву, бывшую на два года старше своего мужа.

Ревизские сказки

В 1820-х гг. наследницей клекотковского имения умершего секунд-майора Нечаева стала его дочь Александра Тимофеевна, ранее вышедшая замуж за кавалерийского офицера – ротмистра Евгения Зарина. Из материалов 8-й ревизии (1834 г.) видно, что за прошедшие годы семья Филиппа Анисимова и Авдотьи значительно умножилась: родились сыновья Трофим (1817), Терентий (1820), Василий (1826) и Яков (1829), а также дочери Марфа (1823) и Василиса (1832). После смерти престарелого отца в 1844 г. Филипп Анисимов остался главой большой семьи из 15 человек, живших под одной крышей. Их изба была одной из группы крестьянских жилищ на левом берегу ручья Клекоток, получивших название Зариной слободы – по имени помещицы, которой принадлежали все ее обитатели (это район современной ул. Школьная). Соседняя слобода получила имя Раевки по помещику Ивану Николаевичу Раевскому, умершему в 1818 г. студенту Императорского Московского университета. На правом берегу ручья еще в одну слободу оформилось лежавшее прежде отдельно помещичье сельцо Савеловка, основанное в конце XVII или в начале XVIII в. представителями дворянского рода, из которого происходил московский патриарх Иоаким.
Ревизская сказка от 1 (13) октября 1850 г. о состоявших в «селе Кликоток» за помещицей Зариной «мужеска и женска полу крестьянах» свидетельствует, что в 1847 г. третий сын Филиппа Анисимова Василий (1826-1872) женился на своей сверстнице крестьянке Анне Семеновой. Потом они станут дедом и бабкой Василия Агапкина. Ко времени же проведения 9-й ревизии у супругов подрастала только двухлетняя дочь Прасковья – его тетка.
В 1857 г. клекотковская помещица, вдова ротмистра Александра Трофимовна Зарина, скончалась. Ее имение унаследовали сыновья-офицеры: майор Николай, подпоручик Дмитрий и подполковник Александр Евгеньевичи Зарины. При разделе имущества между братьями часть крепостных крестьян перевели из Клекотков в другое имение Зариных – село Плеснено Порховского уезда Псковской губернии. Туда, в частности, отправились семьи Тимофея и Якова Филипповых – сыновей Филиппа Анисимова, а также его племянник Лука Антонов. В Клекотках остались лишь сам Филипп Анисимов с супругой и его 30-летний сын Василий Филиппов с женой, 5-летним сыном Никифором и тремя дочерями.
В переписных документах 10-й ревизии, датированных 18 февраля (3 марта) 1858 г., в семье крепостного крестьянина помещиков Зариных Василия Филиппова впервые упоминается рожденная 5 (17) июня 1856 г. дочь Акулина, которой в будущем предстояло стать матерью Василия Ивановича Агапкина. В этом же документе зафиксирована и фамилия, присвоенная помещиками ее семье, – Романовы. За другими крепостными господ Зариных были тогда же официально закреплены фамилии Васильевых, Лукьяновых, Парфеновых, Тимофеевых, Ермоловых, Егоровых и Игнатовых. Видимо, все они восходят к именам предков этих семей, живших в конце XVIII – начале XIX вв.

И затерялись их следы

В 1861 г. крестьяне помещиков Зариных освободились от крепостной зависимости и перешли в категорию временнообязанных. До конца 1860-х гг. майор Николай Евгеньевич Зарин уступил права на выкупные платежи своих бывших крепостных владельцу усадьбы в Савеловке отставному гвардии подпоручику Алексею Федоровичу Страхову. Полноправными крестьянами-собственниками некоторые из них стали лишь в 1883 г.
Согласно метрическим книгам Богоявленской церкви в Клекотках, крестьянка Авдотья Сергеева скончалась 21 мая (2 июня) 1861 г., ее муж Филипп Анисимов – 15 (27) февраля 1865 г., их невестка Анна Семенова – 2 (14) января 1870 г., ее 11-летняя дочь Домника Васильева – 12 (24) марта 1870 г. В октябре 1865 г. Прасковью Васильеву выдали замуж за Андрея Ефремова Малофеева, временнообязанного крестьянина князя Кропоткина из Савеловки, в феврале 1870 г. женился на уроженке села Осиновая Гора Данковского уезда 18-летний Никифор Васильев. Молодожены уехали из села, и дальнейшие их следы теряются. Дед Василия Агапкина клекотковский крестьянин Василий Филиппов умер «от угара» 5 (17) ноября 1872 г. Интересно отметить, что в метрической записи о смерти он значится под фамилией Чемерикин. Видимо, предыдущая фамилия – Романов, данная помещиками Зариными, за семьей так и не закрепилась.

Венчалась в Жмуровской церкви

В январе 1875 г. оставшаяся без родителей и без родственников 18-летняя крестьянская девица Акулина Васильева из села Клекотки венчалась в жмуровской церкви с уроженцем деревни Шанчеровки Михайловского уезда Рязанской губернии Иваном Иустиновым Агапкиным. Жених достатком не отличался, но на лучшую партию сироте из бедной семьи рассчитывать и не приходилось. Нищета погнала молодых супругов на заработки. Вдали от родных мест им обоим уже вскоре предстояло окончить свои дни: Акулина Васильевна, по некоторым данным, утонула в Волге через год после рождения сына Василия, а несколько лет спустя на тяжелой работе в астраханском порту надорвался и умер отец будущего композитора. Оставшемуся с мачехой и сводными сестрами Василию Агапкину пришлось перебиваться подаяниями, пока одаренный от природы подросток волею судеб не попал в духовой оркестр 308-го пехотного батальона. С военной музыкой была связана вся его последующая жизнь, навсегда вписавшая имя автора «Прощания славянки» в историю России.


«Прощание славянки» – русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным.

Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие.
Василий Агапкин родился 3 февраля 1884 года в деревне Шанчерево Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Через год семья в поисках лучшей доли переехала в Астрахань, но спустя короткое время погибла мать, а еще через 7 лет скоропостижно скончался отец. В 10-летнем возрасте, благодаря абсолютному музыкальному слуху, Васю Агапкина зачисляют музыкантским учеником в оркестр батальона, а в 1906 году призывается в армию. По окончании службы в 1909 году Агапкин уезжает в Тамбов и поступает на сверхсрочную службу штаб-трубачом в оркестр 7‑го запасного кавалерийского полка.
8 октября 1912 года началась первая Балканская война, когда союз православных государств (Болгария, Греция, Сербия и Черногория) восстал против Османской империи, вытеснив в итоге Турцию с Балканского полуострова. И Василий Агапкин задумал создать военный марш на тему прощания, проводов воинов на фронт. Через пару недель после задумки Василий показал ноты нового произведения своему непосредственному начальнику – капельмейстеру Милову, а тот, оценив новый марш, но назвав его «очень сырым», посоветовал отвезти ноты в Симферополь, где в то время проживал известный в музыкальных кругах Яков Иосифович Богорад, совмещавший службу капельмейстером в 51‑м Литовском полку с весьма широкой нотно-издательской деятельностью.
Крестный отец марша Богорад тепло встретил молодого автора и, прослушав марш, который Агапкин исполнил ему на трубе, помог дописать третью часть марша, записал клавир и сам сделал оркестровку марша. Ну и совместно они придумали название марша – «Прощание славянки». За все это, включая выпуск в симферопольской типографии первой сотни экземпляров нот, Яков Богорад не взял с Агапкина ни копейки. Вся эта история с поездкой Агапкина в Симферополь и ролью Богорада в создании марша, который мы знаем и любим, не подтверждается какими-либо документами и стала известна лишь благодаря устным воспоминаниям самого Агапкина. Итак, Агапкин возвращается в Тамбов, где в конце 1912 или в начале 1913 года на строевом смотре полка и состоится первое исполнение «Прощания славянки». В считанные месяцы марш приобрел невероятную популярность сначала в Тамбове, а затем и по всей стране.


Михаил Российский,
кандидат исторических наук