№94 (6198) от 08 декабря 2023

Владимир Гаврилов: «Фотография для меня – это не то, что мы снимаем, а то, что мы хотели бы увидеть»

Споры о том, может ли документальная фотография быть художественной, а художественная – документальной, ушли в далёкое прошлое. Сегодня всем ясно, что для творчества нет границ. Но фотографы, кажется, перещеголяли живописцев. Многие из них сегодня используют цифровую технику так, как художники используют кисть и краски. Направление светописи в стиле импрессионизма избрал фотохудожник Владимир Гаврилов.

Расплывчатость форм, текучесть линий, неразличимость фактуры – отличительные черты его выразительных снимков. Он любит снимать людей и город, их очертания на фотографиях размыты, изображения накладываются друг на друга, смешиваются, перетекают из одного в другое. Это тоже остановленное мгновение, но в той невидимой фазе, когда все три времени присутствуют в одном кадре, когда нельзя вычленить что-то одно и сказать – смотрите, вот это существует. Здесь существование – как сон, игра теней, всполохи света. Дискретность переходит в поток, и этот поток подчиняет себе даже устройство фотокамеры, чьё предназначение – запечатлевать реальность нарезанными кусочками, вычленяя из потока времени тысячные доли секунды.
Владимир Гаврилов родился на Украине. В семидесятых годах прошлого века романтика дальних странствий забросила его в Нефтеюганск, где он влился в состав вокально-инструментального ансамбля при местном ДК. Играл на бас-гитаре, а заодно фотографировал проходившие в клубе и за его пределами мероприятия, включая трудовые вахты нефтяников и партконференции. Слегка устал от этих стандартных и однотипных кадров, поэтому долго не брал в руки фотоаппарат, переехав в Рязань. К тому же произошла техническая революция, и если бы не сын, обративший внимание Владимира на цифровой фотоаппарат «Фуджи», эти кадры мы с вами могли бы и не увидеть. Подстегнула к творчеству Владимира Петровича творческая атмосфера фотоклуба «Рязань».
– Однажды я заглянул в «Фотодом» на Почтовой. Зашёл просто так, посмотреть выставки. В зале за длинным столом человек. «Вы в фотоклуб пришли записываться?» – спросил он. И я подумал: почему бы и нет? Так я познакомился с Анатолием Яковлевичем Осипенковым, который сразу подкупил меня своей интеллигентностью, чуткостью, доброжелательным отношением. Правда, мои снимки – виды города, архитектурные пейзажи – ему не приглянулись. «Ну что тут особенного? – пожал плечами мастер. – Таких фотографий сделано огромное количество. А вы лучше принесите что-нибудь такое, чего никто не снимал». И я подумал, что зря начал ориентироваться на шаблоны. Продолжил снимать так, как давно хотел, не боясь быть непонятым. Это сразу вызвало у моих коллег из Союза фотохудожников интерес, их отзывы подтвердили, что я на правильном пути, – рассказывает он.
Вот уже несколько лет Владимир Гаврилов углубляется в свой жанр, творит магию обыденности, вдохновляясь примерами работ пионера цветной уличной фотографии, мастера фотографического неоимпрессионизма Сола Лейтера и чёрно-белыми абстракциями фотохудожницы из Хорватии Ольги Карловац. Просмотр их работ заряжает необходимым драйвом, но Гаврилов избегает даже попыток подражать этим самобытным мастерам, старается быть уникальным фотографом.
– У Сола Лейтера мне нравится магия цвета, задумчивость, скрытая ностальгия по ощущениям, которые нам неведомы, а снимки Ольги Карловац, сотканные из теней, каких-то туманов и дождей, вообще погружают в транс, – говорит Владимир Петрович. – Фотография для меня – это не то, что мы снимаем, а то, что мы хотели бы увидеть. Иногда специально сажусь в автобус или троллейбус, чтобы поснимать людей и город за окном, – продолжает фотохудожник. – Стараюсь, чтобы образ на снимке был не прямым и легко читаемым, а словно проступал из глубин, наслоений, для меня очень важен контекст. Как незнакомые люди воспринимают фотосъёмку? По-разному. На мобильный телефон, может, и не обратили бы особого внимания, а на фотоаппарат реагируют, хотя он у меня довольно скромного размера. Не скрою, хотелось бы больше доброжелательности с их стороны, негативных реакций больше, чем позитивных. Но я сразу же объясняю цели фотосъёмки, и люди успокаиваются, понимая, что фотофиксация им ничем не навредит. К тому же я стараюсь держать дистанцию. Да, формально на улицах не действуют ограничения на фотосъёмку, здесь нет территории «privacy», личного пространства. Но нужно интуитивно чувствовать границы этого интереса к чужой жизни. Для одних и 10 метров уже близко, а для других и метр не расстояние. К тому же люди настроены по-разному, у каждого своё восприятие реальности, свои предубеждения, комплексы. В этом и состоит искусство уличного фотографа – снять так, как будто тебя нет поблизости.


Прямая речь

«Действие на моих снимках разворачивается в городе. Город – это для меня основная точка притяжения, а главный интерес составляют люди. Редко город предстает перед нами в своём очаровании, окутанный тайной, недосказанностью. И я стараюсь разглядеть сквозь пелену обыденности свой город. Человеческие фигуры размываются в неспешных движениях, в полумраке, пронизываемые светом автомобильных фар и городских фонарей. Проступают фантастические сочетания резких контрастов, перепады тональных акцентов, за которыми интересно наблюдать в их изменчивости. Снимать такие картины – удовольствие. Художественные, фотографические приёмы, которыми иногда насыщены мои фотоработы, возможно, не всегда понятны на первый взгляд, но они необходимы, чтобы отразить первоначальный замысел. Вариантов обработки фотографий, придания им художественного эффекта существует немало. Это мультипликация, которую можно выполнить в фотоаппарате, а можно на компьютере при последующей обработке. Это и стилизация в стиле импрессионизма, и преднамеренное движения камеры в момент съемки. Но в любом случае предсказать результат невозможно».


Димитрий Соколов
Фотографии предоставлены «РВ»
Владимиром Гавриловым

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое