В березняк просело солнце,
Процедилось аж до дна,
По стволам медово льется…
Чаша золотом полна.
Этой чашей круговою
Осень угощает Русь.
…Брагой солнечной хмельною
Все никак я не напьюсь.
В. Портнов, 2009 г.
5 января 2022 года в Москве, после тяжелой болезни, ушел из жизни известный российский поэт, писатель, переводчик, киносценарист, журналист, издатель, педагог и общественный деятель – Владимир Викторович Портнов. Он родился 25 августа 1937 года в Махачкале. По первому образованию – геолог, много лет трудился не в тиши кабинетов, а полевым геологом-поисковиком, познавшим все «прелести» кочевой необустроенной жизни. В качестве корреспондента работал в газете «Дагестанская правда» и в других изданиях. Находился на административной службе в Совете Министров и Президиуме Верховного Совета ДАССР. Занимал пост секретаря и заместителя председателя Союза писателей Дагестана (Расула Гамзатова). В последующем, в Москве, был ответственным секретарем Приемной комиссии Союза писателей РСФСР, референтом председателя Союза писателей РСФСР Сергея Михалкова, главным редактором киностудии имени A.M. Горького, главным редактором кинокомпании «Ракурс» и главным редактором журнала «Внешкольник». В.В. Портнов – автор более 25 книг (первая книга стихов издана в 1967 году), по его сценариям сняты художественные фильмы, написаны песни, многие произведения переведены на иностранные языки, представлены в библиотеке Конгресса США, Гарвардского университета и других крупных библиотеках мира. Стихи и повести публиковались в журналах «Литературный Дагестан», «Дон», «Сибирские огни», «Дальний Восток», «Север», «Аврора», «Юность», «Москва». Владимир Портнов является лауреатом и дипломантом международных фестивалей поэзии в Италии. С декабря 2001 года писатель становится издателем и главным редактором журнала «Студенчество. Диалоги о воспитании», учредителями которого стали Министерство образования и науки Российской Федерации и Московский гуманитарный университет. Журнал акцентирован на освещение актуальных вопросов и проблематики высшей школы, на патриотическое воспитание студенческой молодежи, в том числе среднего профессионального образования. Одним из основных постулатов редакционной деятельности журнала, можно сказать – его девизом, служат слова философа Сократа: «Воспитание и образование – единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного». В одном из редакторских обращений Владимир Викторович, будучи приверженцем «принципиальных убеждений, имеющий богатый житейский опыт и не склонный к романтическим иллюзиям, высказал свою позицию о сущности воспитательного процесса: «…Человек живет в двух измерениях: в одном, где необходимо приспосабливаться к окружающему социуму, и второе измерение: мы выпадаем в те дни или минуты бытия, когда что-то творим, когда любим, когда делаем добро… Нельзя объяснить, за что и почему один человек любит другого, ибо, если возможно объяснить, это будет уже не любовь. Добро, как и любовь не нуждается в объяснении. Это порыв души… Мы всегда ищем причины только для бесчестия, корысти и зла. Воспитательная работа в учебном заведении в основном ориентируется на достижение молодым человеком успехов в первом измерении его жизни, то есть приспособлении… Но как бы не прозевать нам воспитание качеств, благодаря которым человек живет во втором измерении (в истинно нравственном порыве души), а ведь именно это и наделяет его радостью быть ЧЕЛОВЕКОМ». На протяжении многих лет в журнале «Студенчество. Диалоги о воспитании» в рубрике «Опытное поле» системно предоставляются материалы, связанные с современными подходами к воспитательному процессу по различным аспектам: «Комплексная система воспитания», «Скрепы компонентов гражданского и духовно-нравственного воспитания», «Главные ценности патриотического воспитания», «О духовно-нравственном и экологическом воспитании», «Чувство патриотизма от малой Родины – к большой», «Интернациональная дружба». Как редактор, трибун, писатель с интернациональными взглядами и сам Владимир Викторович служил «проводником» важнейшей идеи: «В работе педагогов любого учебного заведения принцип ориентации обучающихся студентов на Отечество как главенствующую ценность, должен быть основополагающим. При этом ценностная значимость семьи, родителей, отчего дома, Medfeta, где живешь – являются первостепенными». Более того, гражданская позиция писателя такова, что он становится «воинствующим патриотом» и с «открытым забралом» защищает историческую память страны – жестко и нелицеприятно. Его отповедь в статье «Цена Победы. Во имя правды» в средствах массовой информации (в том числе и Рязанском литературно-художественном и культурологическом альманахе «Напутствие» от 2017 года) в адрес современных либеральных геростратов и предателей глубоко аргументирована и детализирована исторической хроникой военного времени, .подкреплена раскрытой русофобской идеологией (еще до окончания Второй мировой войны) главы ЦРУ США Аллена Даллеса. Убедительно и емко в статье прозвучала взвешенная оценка роли Верховного Главнокомандующего, сконцентрированная в словах народной мудрости: «Мы все ему обязаны Победой, как ею он обязан нам». Быть на позициях исторической правды, ценить справедливость, честность, принципиальность в людях – эти качества всегда- высоко ценил Владимир Викторович. За эти же личностные качества и он снискал заслуженное уважение у коллег и сотоварищей по профессиональной и творческой работе. Его открытость, высокая эрудиция, стремление к общению всегда притягивали к нему неординарных людей, так же как и он, горевших энергией созидания и творчества. И одна из его поэтических особенностей – практически видимая во всех книгах – стремление увлечь читателя, вызвать его на сокровенный диалог на равных, без эпатажа и авторского превосходства, поделиться опытом жизни, искренних чувств и переживаний. В одном из предисловий (сборник «Лики листопада») поэт обращается к читателям со словами зачина, предшествующими общению: «На волне поэзии и поэт, и читатель, каждый, находясь наедине с собою, оказываются и наедине с целым миром. Поэзия объединяет людей совершенно особым, необъяснимым способом – магией слова. На мой взгляд, произведение искусства, в том числе и поэзии, при всей своей самоценности не может быть долгожизненным, если ему не сопереживают. Как «красота пустыни – в душе араба», так красота стихотворения – в душе читателя». Доверительными интонациями ожидаемой встречи с читателем наполнены все поэтические сборники. Но в этих встречах будут и боль, и тернии бытия, и усилия возвышенного духа над суетностью повседневности:
… В этом мире добро длится верою долгой
На крови, на кресте, на молитвах детей.
И щемит под ребром чувство вечного долга,
И судьба – в буераках российских путей.
А пути поизжеваны желтою глиной,
Все колеса – по ступицы, кони в поту.
И про смерть ямщика задушевно и длинно
Тянет песню Россия, как веру в мечту.
Улыбнись. Ничего. Жизнь еще не убита,
Если снова сквозь мусор пробился цветок,
Если в женских руках, как таинственный свиток,
Спеленованным коконом спит малышок.
Улыбнись. Ничего. Вновь у старой скворешни
Та же пара знакомых нам черных срворцов
Тяжело восседает на тонкой черешне,
Обсуждая проблемы грядущих птенцов
Улыбнись. Ничего. Снова ливни прольются,
Снова поле взахлеб будет пить благодать,
Лишь бы ты захотела мне вновь улыбнуться.
Лишь бы я не устал вечный долг отдавать.
2003 г.
И горькая потеря общности большой страны, через разломы, осколки и, острия действительности, не зажившие до сих пор:
И плачет бабушка, окно прижав ко лбу,
И мнут платки у глаз, кто на перроне,
И рвут на части общую судьбу
На некогда благополучном фоне.
Была страна – и нет страны уже.
Осколки над собою флаги взвили.
И острия на каждом рубеже
Порезы вкривь и вкось понаносили.
Порезаны дороги и мосты,
И пополам порезаны поселки,
Порезаны надежды и мечты
И к дому отчему ведущие проселки.
…А за вагоном топчется родня,
И бабушка глядит в родные лица.
Всегда в соседстве жили сыновья,
А нынче вот, поди ж ты, заграница.
2007 г.
И, словно сюрреалистическая сцена бытописания, без адреса и конкретного места:
Черный снег в шахтерском городке
Стал привычен радостным детишкам.
Черный снеговик с метлой в руке,
Черные вокруг него зайчишки.
Черные сугробы – это быль.
Белые снежинки только в небе.
Не бывает угольная пыль
Белой.
2004 г.
И стихотворение-реквием о сломанной юной жизни еще не успевшей вкусить влюбленности весен и безмерно страшное во всем своем трагическом ракурсе необратимости:
И девочка шагнула за окно.
Семнадцать метров до земли – мгновенны.
И все по правде, а не как в кино,
Разлом костей и порванные вены.
Семнадцать метров – и семнадцать лет,
Шесть тысяч двести золотых рассветов.
И каждый, будто влюбчивый поэт,
Дарил ей день, словно строку сонета.
Духовное уходит за грани житейского, его привычной сферы через иной масштаб событий, смыслов, толкований и чувств (стихотворение «Иосиф из Аримофеи»):
Своих боялся
Больше, чем чужих,
И тайну веры
Сокровенно прятал.
И кто ж он:
Тайно честен или лжив?
Кому он брат:
Убогим иль богатым?
Когда взорвался мир
На том кресте,
Где гвозди
К вечности прибили веру,
Он тайное отбросил,
Как химеру,
И сам возник
На роковой черте.
Не убоявшись
Палачей и судей,
Он взор, как меч,
Направил им в глаза.
Сказал: «Привержен я
И будь, что будет».
Не дрогнув
Твердым голосом сказал.
Свои родовые корни, свою биографию, спрессованную до трех четверостиший, поэт показывает как автопортрет на фоне оживающего времени:
Прикрывши веки, влажно вижу даль
С лицом отца, сестренки, даже мамы,
Которой я не знал, но врал упрямо,
Что помню и храню по ней печаль.
И в той дали, как будто пилигримы,
Согнувшись под котомками судеб,
Войной, репрессиями, голодом гонимы,
Шли родичи ко мне отдать свой хлеб.
И вот я выжил, вызрел и живу.
Чем дольше жив, тем больше я должаю.
В последний путь их снова провожаю
В который раз, как будто наяву.
2004 г.
И провидческое, и духовно-философское осмысление своего и нашего «Я» до глубинного ядра содержания «самости» личности:
Меж вечных жерновов «нельзя» и «надо»
Зажато повседневное «могу».
И жерновов тяжелая громада
Перетирает наше «Я» в муку.
И перекликаясь с этими строчками, как некая квинтэссенция творческой жизни, звучат слова:
Выпадаю из суеты.
Выпадаю, как соль, в осадок.
Но осадок всегда не сладок.
Потому и горчат мечты.
2006 г.
У Владимира Викторовича отмечалось многовекторное восприятие жизни как стихии: стихия творчества, стихия чувств и стихия разума в своей созидательной или разрушительной ипостаси от рождения до ухода в вечность. И у каждого – своя собственная, личная стихия жизни, но где есть и личное право руля человека. И как «солнечный удар», притяжение извечной любви – неожиданной и страстной:
…Был, как молния, взглядов разряд,
Что овалом спаял наши руки.
Вопреки всемогущей разлуки
Мы не сделали шага назад.
Торопливого платья разлет,
И бокал, захлебнувшийся пеной,
Каблуков оборвавшийся счет
И обвал тишины во вселенной.
…Свет со стен серый сумрак слизнул.
За окном – и сугробы, и надолбы.
И вчера опрокинутый стул
Мы сегодня поставили на ноги.
Верность поэтическому слову нашей гордости русской поэзии – Александру Пушкину в простом откровении из цикла «Пушкиногорье»:
Я бегу толпы и праздных мнений.
Я хочу наедине с ним быть.
…Не века связует светлый гений,
От души к душе он тянет нить.
Быть ироничным, уметь высмеивать пороки и недостатки – это достойное и по-граждански честное расширение поэтических возможностей стихотворца:
Почти по Барто
Уронили совесть на пол
Дали совести «на лапу».
…Значит жить нам в скорости
Безо всякой совести.
Еще одна существенная характеристика прозы и поэзии В.В. Портнова: многие его произведения предназначены для семейного чтения, чем он особенно гордился. Прививать потребность к чтению с обсуждением прочитанного наиболее естественно и продуктивно именно в доверительной семейной обстановке, где постигаются истинные гуманистические ценности, социальные ориентации, формируются художественный вкус, любовь к классической литературе и знания отечественной истории. И всегда поэт призывал, особенно в общении с молодежью, уметь «всматриваться в себя», видеть со стороны как с положительными качествами, так и недостатками, потому что становление личности, ее совершенствование начинается с оценки собственного «Я»:
Так уж устроено исстари:
В злобе, любви и мольбе
Человек открывает истины
Только в себе.
Большой литературный и жизненный опыт, прикладное знание филологии, эрудированность, понимание роли молодого поколение в будущем страны позволили Владимиру Викторовичу Портному по призванию стать педагогом-наставником первого ряда в современной России для литературно одаренной молодежи. Именно творческая педагогическая деятельность тесно связала его с Рязанщиной. Более двадцати лет тому назад руководитель Рязанского областного центра эстетического воспитания детей, педагог высшей квалификации Наталия Викторовна Приходько пригласила, как принято говорить, маститого литератора из Москвы к работе с увлеченными литературой детьми региона. И, конечно, поэт оказался сразу востребован, его личный энтузиазм, энергия, соотнесенные с инициативой всего коллектива центра (Н.В. Приходько, Т.Д. Швецова, Н.В. Молотков, С.Г. Солотчин, И.И. Звездочкина, JI.B. Огородникова и многие другие) позволили создать в Рязани одну из первых и ведущих литературных школ для детей и юношества. Наша школа, опираясь на разработанную трехлетнюю педагогическую программу и поддержку министерства образования, позволила охватить практически все районы области, даже из самых отдаленных ее провинциальных уголков были привлечены на заочно-очное обучение не только талантливые дети, но и многие желающие заниматься творчеством с возможностью системно получать знания по теории и практике стихосложения, прозаического мастерства и журналистике. В педагогической работе стали участвовать и члены писательских союзов региона, преподаватели Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, были установлены партнерские отношения с руководством Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России “Интеграция”» и администрацией Пушкиногорья как инициаторов всероссийского литературного конкурса памяти А.С. Пушкина для детей и юношества. Регулярно проводятся летние творческие смены (в том числе и в формате областной литературной школы) в лагере «Радуга» Клепиковского района с его живописной природой заповедной Мещеры. И душой творческих смен, одним из заводил, конечно, всегда был и Владимир Викторович с его яркими мастер-классами, интереснейшими рассказами о литературе, биографиях известных писателей, роли русского языка в национальной культуре. Не было одного – авторитарной дистанции строгой подчиненности между наставником и воспитанниками школы. Все на равных, у каждого право личного творческого «Я», но на обязательных условиях уважительного отношения к другим. И никогда не поощрялись признаки «звездных болезней» у самых способных. Да они и не приживались у обучающихся. Радость творчества все умели нести без выпячивания личных достоинств, без гордыни, помня и о наставниках. За годы деятельности литературной школы и при участии Владимира Викторовича вышло несколько удачных коллективных творческих сборников, состоялись и выпуски авторских книг. По числу победителей в литературных конкурсах российского масштаба и регионального уровня слушатели школы остаются на лидирующих позициях. Примечателен успех одной из учениц Мастера – Татьяны Хлусовой, ныне уже Татьяны Андреевны Салекиной, ставшей в 2010 году лауреатом поэтической Бунинской премии, а в 2021 году она вошла в ряды профессионального Союза российских писателей. Владимир Викторович успел стать и редактором ее третьей книги стихов, выпускаемой на грант Министерства культуры Российской Федерации в этом году. По достоинству наш уважаемый коллега (я уже говорю и от имени всего коллектива, тех, кто работал рядом с ним, разделял его радости и горести) на протяжении многих лет за подготовку победителей общероссийских и региональных конкурсов среди молодежи неоднократно награждался Премиями Губернатора Рязанской области и почетными грамотами. Мастер ушел из жизни, ушел навсегда, но за его большой литературный и педагогический труд, замечательные человеческие качества – благодарная память о нем не потускнеет, останется в сердцах современников. Его стихи и проза будут жить вместе с нами.
Памяти поэтов
Молить у Бога больше дней земных –
Превозношение себя сродни гордыни…
Душой предстать бы в кущах нам иных…
Но в памяти – мы рядом с вами ныне.
Пусть голос их, как прежде отзовется
Прикосновением к заветному, родному,
И слово искренне и в чистоте прольется
Любовью свету и родительскому дому.
Границы жизни раздвигать – удел немногих,
На царствие не принято венчать
Поэтов – их сроки коротки и строги.
Им по сердцам искать причал
Взаимопониманья, в них –
Возгорать в исход других начал,
Надежды, веры, духа созиданья…
Не завершится вещий круг,
Он – ось и центр перемещенья,
Так полю служит плуг,
Засеяв то, что нужно воскрешенью.
А что судьба в щедротах явит
И скольких ли кумиром в нас восславит?!
Она – отрадой вовсе не полна,
Лишь только тернии и жала
Подарит, не чтя поэтов имена,
И скаредна всегдашняя ее мошна,
И почестей, увы, она не возжелала…
Но жив рассвет, его молва
Строкою в день привносит лепту,
И будут живы в ней слова,
Слова влекущие к распеву и полету.
Вослед поэтам да не ляжет скорбно «нет»,
Во слове – остаются они с нами,
И вровень с жизнью от стихов их свет,
И по сердцам – неугасимый пламень,
Что делится в нас счастья пониманием
По-царски щедро и во благо лет.
Да будет память им в названиях планет,
И первых поэтических мечтаний…
Поэтам мы не скажем никогда-ушедшие…
У неба – в настоящем слове – вы…
И никогда – в прошедшем у судьбы,
На вечное – стихи сотворены…
В.Б. Орлов, Рязань