Смартфон расскажет о товаре


18

Что нового появилось в защите прав потребителей, Как цифровые технологии помогают бороться с контрафактом И в каких случаях бдительность необходима?

Об этом наш разговор с ­заместителем ­руководителя Управления Роспотребнадзора по Рязанской области И.А. Акимовой.

Р.В. – Ирина Александровна, контролирующие ведомства долго упрекали в том, что они мешают работать бизнесу. Потом оказалось, что недостаточное количество проверок ставит под угрозу безопасность потребителей. Сейчас, на ваш взгляд, баланс соблюден?

И.А. – Плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей управлением не проводятся с 2016 года. За те годы, что мы не проводили плановых проверок, обстановка на потребительском рынке менялась не в лучшую сторону. Об этом свидетельствует количество жалоб, поступающих в управление. По сравнению с 2016 годом их количество в текущем году увеличилось с 1441 до 1579. Кроме того, увеличилось число выявленных нарушений на одну проверку. Однако к выполнению предписаний предприниматели стали относиться более ответственно. Сместились и акценты проверок. Отслеживается не деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а продукция в обороте. Специалисты проводят выборочный отбор и лабораторный анализ продукции на объектах, где она хранится и продается.

Р.В. – Одно из нововведений в работе Роспотребнадзора – проведение конт­рольных закупок. Раньше они показывали свою эффективность. А сейчас?

И.А. – Да, это право нам вернули в 2019 году. Этого инструмента защиты прав потребителей остро не хватало. Ведь доказывать нарушение прав приходилось с помощью свидетелей. А пока их найдешь… Да согласятся ли они идти в суд? Не все готовы были помогать. Что касается эффективности, статистика убедительна: практически в ста процентах случаев мы выявляем нарушения после проведения конт­рольных закупок.

Р.В. – Я знаю, что этот метод вы использовали на Центральном автовокзале. Там давно практикуется продажа билетов вместе со страховкой. Причем пассажир не знает, что ему принудительно оформляют полис индивидуального страхования. Кассир называет сумму, куда входит и стоимость проезда, и страховка.

И.А. – Контрольная закупка, проведенная по заявлению пассажиров, подтвердила этот факт. Мы выдали организации предписание. По истечении срока его выполнения снова пришли на автовокзал и под видом пассажира приобрели билет. И что вы думаете? К билету вновь прилагалась страховка, которую мы не просили.

Р.В. – Чем же закончился инцидент с навязанными услугами?

И.А. – К сожалению, история с навязыванием страховки продолжается. Юридическое лицо всячески старается уйти от наказания путем обжалования наших действий в суде. Поэтому принято решение о подготовке искового заявления в защиту неопределенного круга потребителей.

Р.В. – Какие-то резонансные судебные дела по защите прав потребителей были в течение года?

Л. – Мы отстояли законные интересы рязанцев, заключивших договоры на оказание платных медицинских услуг с ООО «Счастье». Услуги они приобретали в кредит. Потом захотели расторгнуть договор, но получили отказ. Мы помогли через суд вернуть деньги потребителям. Суммы немаленькие – сотни тысяч рублей.

Р.В. – Проведение конт­рольной закупки на Цент­ральном автовокзале в Рязани говорит о том, что этот инструмент можно использовать не только в случае обсчетов и обвесов…

И.А. – Совершенно верно! Везде, где возникают отношения продавца и потребителя. Мы планируем контролировать таким образом услуги в сфере ЖКХ, финансов, интернет-торговли и т.д. Недавно в наших стенах проходило очередное заседание консультативного совета по защите прав потребителей. Один из участников совета, Олег Николаевич Попов, предложил провести контрольную закупку услуг так называемых центров защиты обманутых клиентов потребительских кооперативов. По его словам, людей туда заманивают бесплатными консультациями, на самом деле берут деньги, а проблемы с возвратом долгов не решают. То есть люди оказываются без средств дважды – и в кредитно-потребительском кооперативе, и в центре помощи. Конечно, этот сигнал мы не оставим без внимания.

Р.В. – Над производителями контрафакта сгустились тучи. Постепенно вводится цифровая маркировка различных видов продукции. Можно быть уверенным в ее легальном происхождении?

Л. – В перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, уже вошли табачные изделия, шубы, туалетная вода, шины, покрышки, фотоаппараты, предметы одежды, обувь, на очереди лекарства и молочная продукция. К 2024 году практически все потребительские товары должны быть промаркированы.

Р.В. – Для производителей и продавцов – это дополнительные заботы и расходы. Нужно приобретать оборудование для маркировки и считывания штрих-кодов, модернизировать программное обеспечение. А какую пользу получают потребители?

И.А. – Цифровой код можно сравнить с паспортом, который невозможно потерять или подделать. Присваивать его товарам будет уполномоченный государством оператор – Центр развития перспективных технологий. Любой потребитель сможет скачать на свой смартфон приложение «Честный знак». И, отсканировав маркер, получить достоверную информацию о товаре – его сроке годности, составе, производителе и т.д. Маркировка отсечет все нелегальные каналы движения товара от производителя к прилавку. Те, кто производит фальсификат, не смогут приобрести у оператора цифровые коды, чтобы нанести их на свой товар. Есть определенные результаты работы. К примеру, в минувшем году проведено почти сто проверок табачной продукции – и ни одной забракованной партии!

Р.В. – Из пищевой продукции какую подделывают чаще?

И.А. – Молочную. Совместно с правоохранительными органами мы выявляем предприятия-призраки, не осуществляющие производство по заявленным на этикетках адресам. Часто они копируют раскрученные марки известных изготовителей и паразитируют на чужой популярности. Наверное, поэтому и принято решение с 1 июня 2020 года эту группу товаров тоже маркировать средствами идентификации.

Р.В. – Давайте в заключение беседы рассмотрим пример. Человеку оказали некачественную услугу, или он купил испорченный товар, а в магазине ему дали от ворот поворот. Как ему заручиться помощью Роспотребнадзора?

И.А. – Сначала должен быть соблюден претензионный порядок действий. То есть человек пришел в то место, где нарушили его права, написал претензию, и в случае получения отказа в удовлетворении просьбы он обращается в Управление Роспотребнадзора. Пишет заявление с приложением копии претензии и направляет документы по почте: 390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 51-А. Можно обратиться на электронный адрес: rzn@urpn62.ru. Или прийти в Общественную приемную управления (г. Рязань, ул. Островского, д. 51-А, 1-й этаж).
Необходимо иметь в виду, что обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.Только тогда Роспотребнадзор может провести внеплановую проверку или контрольную закупку, защитив права потребителя.

Р.В. – Спасибо вам за беседу!


После проведения контрольных закупок практически в ста процентах случаев выявляются нарушения


Любой потребитель сможет скачать на свой смартфон приложение «Честный знак». И, отсканировав маркер, получить достоверную информацию о товаре


Записал Димитрий Соколов
Фото Димитрия Соколова