№21 (6325) от 21 марта 2025
Почему медленная жизнь более полноценная, чем быстрая?
Об этом в интервью рассуждает известный журналист, автор недавно вышедшей книги о культуре медленного чаепития и истории чая Владимир Александрович Панков.
«Ну что, попьём чайку?» Предложение посидеть за чашкой чая в наше время может означать нечто большее, чем простой перекус. Всё чаще мы воспринимаем чаепитие как неосознанный призыв остановиться, собраться с мыслями и отдох-нуть душой. Человек сотворил цивилизацию, но никак не ожидал, что она помчится с ним наперегонки. Но, может быть, на смену человеку разумному скоро придёт человек информационный? Как бы то ни было, поиски счастья не отменяются. А оно вовсе не в суматохе и погоне за недостижимым. Гармония, спокойствие, удовлетворённость собой и тем, что имеешь – вот что по-прежнему нужно человеку. Но причём же тут чай?
Наш земляк, бывший редактор газеты «Рязанский комсомолец», а ныне московский писатель Владимир Панков недавно выпустил книгу «Чай из облака». Много лет он изучает чайную культуру Китая и других стран. Вместе с единомышленниками основал Институт чая пуэр. Сегодня Владимир Александрович – наш собеседник.
Хороший чай не терпит суеты
– Ваша книга посвящена чайной культуре. Но давайте сегодня поговорим не только о ней. Хотелось бы коснуться той философии, которая сопутствует чайным церемониям. Неслучайно же их проводят не только на Востоке. Прекрасным чайным атрибутом может служить самовар, да и вообще любой чайник, даже электрический. Дело, как я понимаю, в том, чтобы замедлить время и самому замедлиться.
В.П. – Начну с вашего вопроса: при чём тут чай? Перефразирую знаменитую фразу великого Пушкина – тоже, кстати, большого любителя нашего национального напитка – хороший чай не терпит суеты. В основном отсюда и вытекает философия не только чаепития, но и самой жизни тех удивительных людей, которые живут в далёкой от нас китайской Юньнани. Об этом я и пишу в своей книге. Возможно, кому-то покажется странным, что в наше очень тревожное динамичное время я вдруг задумался о медленной жизни, о том, что не скорость в жизни важна, а осмысленность. Так ведь как в народе говорят: «Скоро хорошо не бывает!» Воистину так. Последний, самый свежий пример, о котором сейчас уже легенды ходят. Это как наши невероятно героические бойцы через 14-километровую газовую трубу вышли в тыл врага в Судже. Как выяснилось, они этот рейд три месяца готовили!
Ускорение жизни не проходит бесследно. Диагноз «невроз времени» появился в США в начале 80-х годов прошлого века. И проблема даже не в том, что городская жизнь адски быстра, а в том, что она всё ускоряется. В Японии людей косит karoshi – «смерть от переработки»: ежегодно десятки тысяч японцев загоняют себя в такой стресс, что буквально умирают из-за истощения. А та чайная цивилизация, о которой я написал, ничего не знает ни о Европейском Сообществе замедления времени, ни о Мировом институте медленности, а также Международном институте неделания слишком многого (есть и такой!). Тем более о японском Клубе неторопливости. Но несмотря на всю эту гротескную лексику, у того же движения Slow Life (медленная жизнь) десятки тысяч осознанных участников и миллионы сочувствующих по всему миру.
Реакция на цейтнот
– Как-то раз я услышал от православного священника забавный оксюморон: «торопиться надо медленно». В сокровищнице русских пословиц немало метких изречений, предостерегающих от суеты и напоминающих о последствиях спешки, но современная цивилизация живет по другим законам.
В.П. – Однако в недрах её родилась и уже существует другая культура – замедления ритма жизни. Она базируется на осмысленном существовании, качестве бытия и ценностях, которые ближе к природе человека и его базовым психологическим потребностям, а это значит, что она обладает бесконечным потенциалом развития. Философию движения можно определить как «равновесие». Один из идеологов движения Карл Оноре в своей книге «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить» писал, что торопиться нужно, только когда это необходимо, потому что самое важное для каждого – найти свой правильный темп, отдать предпочтение не скорости, а эффективности. «Семь раз отмерь…», «Поспешишь – людей насмешишь» – помните?
– Я вот заметил: если спешить даже с благими помыслами, то после достижения цели удовлетворение не наступает. Привычка делать всё быстро лишает жизнь глубины и ярких красок. То, что должно приносить радость, превращается в рутину.
В.П. – Образ жизни, о котором мы говорим, предполагает ответственное отношение к повседневности. Его сторонники призывают прекратить спешку и начать действительно проживать каждый день. Например, научиться уделять внимание родным, избавиться от интернет-зависимости и вернуть себе способность думать, а не просто принимать спонтанные решения.
Иногда для того, чтобы мы поняли это, необходим «тревожный звонок». Для многих таким «звонком» становится болезнь, истощение физических и душевных сил, когда наше тело говорит: «Я так больше не могу». Или же отношения разрушаются, поскольку нам не хватает времени, терпения или спокойствия для того, чтобы проводить время с другими людьми и прислушиваться к ним.
– Разговоры о медленной жизни родились на Западе как реакция на тот цейтнот, в который люди сами себя загнали. А вот на Востоке меньше теории, зато больше практического опыта. Причём многовекового.
В.П. – Я это связываю с тем, что в западной и восточной культурах разное понимание времени. В восточных время нередко представляется в форме неспешно вращающегося колеса, которое самостоятельно обновляет себя. А в цивилизации западной время линейно, оно всегда истекает. Это ресурс, который можно либо использовать, либо потерять. Отсюда и вечная боязнь опоздать, не успеть ухватить от жизни что-то важное. Только вот важное ли? Серьёзные цели, ответственность и осмысленность – это не для вечно суетливых. «Подсуетился» – это о таких…
Убрать «перегруз»
– Как же бороться со всемирным ускорением?
В.П. – Прежде всего – убрать «перегруз». Исключить из жизненного распорядка всё лишнее и необязательное. Сократить время просмотра телевизора, выключать телефон и компьютер всегда, когда это можно сделать. Научиться выбирать важное и говорить «нет», чтобы не переполнять бездумно собственный повседневный график. И перестать успокаивать себя сакраментальной фразой – «Такая уж у нас жизнь!» Жизнь такая, какую мы себе позволяем и какую разумно выстраиваем. Вы мне скажете, а как же сегодняшние вызовы, СВО, напряжение в мире, да и разные бытовые «ускорители»? Я в таких случаях вспоминаю слова писателя Юрия Олеши (это автор бессмертных «Трех толстяков»): «В эпоху быстрых темпов художники должны думать медленнее…» Но разве это только художников касается?
– Сломать привычку нестись сломя голову трудно. Начинать нужно с малого. Может быть, как раз с медленно выпиваемой чашки чая?
В.П. – Кстати, философия медленной жизни началась с еды. Собственно говоря, изначально не было никакого движения Slow Life, было лишь движение Slow Food – и его идеи звучат намного понятнее и начинаются с малого: попытайся испытать от еды максимальное удовольствие. Оказывается, сделать это быстро невозможно. Нужно ощутить запах, проникнуться вкусом – и тогда даже греча с сосиской подарят удовольствие.
– Нас постоянно подгоняют: соображай быстрей! Не тормози! Что ты задумался? Поезд уйдёт! А так ли уж необходим быстрый отклик на события, конечно, если это не какая-то экстренная ситуация?
В.П. – Я не хочу, чтобы у ваших читателей сложилось мнение, что я призываю лишь к созерцательной, не обременённой никакими стрессами жизни, лишённой любого напряжения. Это не так, да и не получится совсем отгородиться от ежедневного потока событий и вызовов. Главное – как мы на всё это отреагируем, как будем действовать и, в конечном итоге, – строить свою жизнь. Рефлективно, бросаясь из крайности в крайность, или обдуманно, осознавая ценность каждой минуты своей жизни. Именно так, с достоинством и осознанием важности каждого своего действия, с памятью о прошлом, но и с оптимизмом встречая будущее, живут простые люди, о которых я пишу в своей книге. Среди ещё достаточно первозданной природы, но не сторонясь того, что приносит с собой новый технический век. Их жизнь лишена спешки, но её никак не назовешь примитивной и бедной на события. Просто у них нет привычки обременять себя излишним, надуманным, навязанным модой или досужей молвой. А кто же нам мешает поступать точно так же – отбросить лишнее и сосредоточиться на главном? И у нас есть великолепная природа – та же благословенная и любимая мной Мещера. Есть интересные люди. Есть перспективы сделать много умного и полезного.
Философы, социологи и футурологи едины в своих выводах: нужно поощрять стремление к медленной, осмысленной и качественной жизни в противовес быстрой, дешевой и во многом поверхностной.
– Но давайте вернёмся к вашей книге о чае из облака. Чему может научить нас этот древний напиток? В какие тайны бытия посвятить?
В.П. – Чай, который не на ходу, чтобы торопливо запить бутерброд, несёт в себе определённый ритуал, особый ритм и особое ощущение значимости происходящего. Он заставляет нас взглянуть внутрь себя, растворить в себе суету. Как раз эти чайные мгновения могут помочь нам переосмыслить эту «гонку бытия». Интеграция тела и разума в природу – это способ достичь медленной жизни.
Китайский писатель Линь Юйтан однажды сказал: «Только те, кто в состоянии вырваться из суеты мирской жизни, могут быть заняты бесплатными вещами этого мира». Люди не любят и не должны проводить жизнь в безделии. И медленная жизнь не предполагает ничегонеделания. Это другой формат повседневности, которая перестает тяготить и наполняется радостью осознанного проживания и присутствия.
– Владимир Александрович, а как сложилась ваша жизнь? Удавалось в ней замедляться?
В.П. – Сейчас, конечно, многое пришлось переосмыслить. И в свои 77 лет кое-что из этого своим детям передать. У меня их трое. Самому младшему 16. Конечно, мне повезло – сумел много всего за жизнь сделать. В том числе и хорошего. Но я сейчас уверен, что смог бы сделать гораздо больше. Если бы не спешил…
– Спасибо вам за интересный разговор!
Беседовал Димитрий Соколов
Фото Татьяны Молотовой