Отец и сын - Николай Егорович и Владимир Николаевич Живикины

В этих словах – жизненное и профессиональное кредо известной в Рязани и далеко за ее пределами педагогической династии Живикиных

Четыре поколения учителей этой семьи, общий педагогический стаж которой перевалил за два столетия, хорошо знакомы рязанцам. Ведь когда в Рязани упоминаешь эту фамилию в разговоре, собеседники часто уточняют: «Это вы про Владимира Николаевича говорите? Или про Сергея Владимировича?» Конечно, про них. И не только.

Начало начал

Владимир Николаевич Живикин – из семьи учителей. Он – сын Николая Егоровича и Анастасии Ивановны Живикиных. Анастасия Ивановна – урожденная Букринская. А стаж семьи педагогов Букринских насчитывает на сегодня уже более 690 (!) лет.
В XIX веке Николай Иванович Букринский служил протоиереем в Царском Селе и преподавал в семинарии закон Божий и словесность. Иван Алексеевич Букринский вел уроки словесности в гимназии. Александр Иванович 11 лет преподавал в школе русский язык и литературу. Его жизнь и работу оборвала Великая Отечественная война. В династии Букринских учителя начальных классов и воспитатели в детских садах, преподаватели иностранных языков, русского языка и литературы, географии, технологии, директора школ. В 2010 году семья Букринских стала победителем Национальной премии общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» за сохранение профессиональных педагогических традиций.
Анастасия Ивановна 39 лет обучала детей русскому языку и литературе. Николай Егорович Живикин получил педагогическое образование после Великой Отечественной войны, которую он прошел разведчиком, защищал блокадный Ленинград. 37 лет он преподавал историю, был директором Дядьковской школы Рязанского района.
Сестра Владимира Николаевича, Лидия Николаевна, стала учителем русского языка и литературы, ее стаж 34 года, она, как и брат, кандидат педагогических наук.

«А жизнь меня и била, и ласкала…»

Эта строчка из стихотворения Андрея Дементьева, одного из любимых поэтов Владимира Николаевича, характеризует судьбу его самого. Успехи и удачи в его работе и жизни окружающие сразу замечали и оценивали (и далеко не всегда на 5+). Важно, что и непростые периоды Владимир Николаевич достойно проходил, что называется, «в ногу со временем», часто чуть опережая его. Умение видеть перспективу учительского дела всегда позволяло Владимиру Николаевичу вести за собой других коллег, безошибочно определяя вектор ближайшего развития всей сферы образования. 44 года отдал он служению педагогике. Учитель русского языка и литературы и директор школы, он уже после работы в Московском районном отделе народного образования Рязани возвращается на работу в школу, но не простую, а новую.
Много сил и вдохновения Владимир Николаевич отдал школе-лицею № 52. Именно здесь внедрялись самые передовые методики и педагогические технологии. Здесь качественно иным было отношение и к ученикам, и к педагогам. Во главу угла ставился личностный индивидуальный подход в обучении и преподавании. Были созданы условия, в которых по максимуму раскрывался творческий потенциал учителя и таланты каждого (!) ученика.
Говорю об этом не понаслышке. В 1994 году после окончания литфака Рязанского педуниверситета я пришла работать учителем в этот лицей. Владимир Николаевич был директором и коллегой-словесником. Он общался с молодыми учителями на равных (и как он это умел?), уважительно, в каждом видел творческую личность. Он, конечно, учил нас, но как-то незаметно и деликатно. Заслуженный учитель России Владимир Николаевич Живикин дал мне важный опыт в жизни.
После лицея Владимир Николаевич Живикин возглавил Рязанское городское управление образования, науки и молодежи. Перечень сделанного на этом этапе жизни и профессии заслуживает отдельного материала. Оговорюсь только, что и сегодня многое из этого продолжает работать и давать реальную отдачу. Так, он уделял большое внимание формированию информационной компетенции учителя и созданию единой информационно-образовательной среды в Рязани. Сегодня Владимир Николаевич – на заслуженном отдыхе, но дома, когда собираются дети и внуки, встречи нет-нет, да и превращаются в семейные педсоветы. Тем более, что и супруга Владимира Николаевича, Нина Ивановна, более 30 лет работала в школе учителем технологии.

Продолжение следует

Третье поколение педагогов в династии Живикиных – Сергей, Татьяна и Евгения (дочь Лидии Николаевны Живикиной). Сергей Владимирович – учитель истории и английского языка. Он в профессии уже 27 лет. Был директором 52-го лицея, директором Шереметьево-Песочинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он – директор 23-й рязанской школы. Его младшая сестра Татьяна Владимировна два года работала школьным учителем русского языка и литературы. Ее старшая дочь Полина – тоже учитель. Два года после окончания РГУ имени С.А. Есенина она преподает английский язык (а в специальности – еще и китайский) в 57-й рязанской школе. И супруг Полины – тоже учитель. Вторая дочь Татьяны, Маргарита, тоже выбрала учительскую профессию. Она – второкурсница факультета физкультуры и спорта РГУ им. С.А. Есенина.
Два года работала в школе учителем русского языка и литературы дочь Лидии Николаевны Живикиной Евгения.

Будет ли пятое поколение педагогов Живикиных?

Этот вопрос я так и не задала Сергею Владимировичу, с которым мы говорили о семейной педагогике и учительстве. Он, по образованию историк, знает все закономерности развития самой крепкой ячейки общества. И потому не может делать легковесных прогнозов, как бы успокоительно-благополучно они не выглядели. Он опирается на факты и анализ событий. А вот главное по теме сказал сразу:
– Детей нужно любить прежде, чем их учить. Если только учить можешь – уходи из профессии и ищи другое занятие. Потому что любить ребенка важнее, чем обучать его. Уметь, любя, общаться с детьми – самое главное для настоящих учителей. Таких, какими славилась всегда Россия.
Таких, без которых никогда не стояла и не устоит школа. Наша новая школа в 21 веке.

Людмила Трухина
Фото из семейного архива Живикиных