Спрос упал – ответственность выросла


167

Количество поездок на такси в Рязани сократилось втрое

Впрочем, как и по всей стране. Бывшие пассажиры такси сейчас ограничены в пространстве и предпочитают добираться до ближайших магазинов пешком, а до гипермаркетов – на личном транспорте. Да и сами таксисты, оставшись без масок и санитайзеров, стараются не рисковать собственным здоровьем и здоровьем семьи и сидят по домам. О том, что сегодня происходит в отрасли перевозок и можно ли в условиях коронавируса сделать услуги такси безопасными, мы говорим с представителем Общественного совета по развитию такси в ЦФО РФ Нелли Лукашовой.

Р.В. – Нелли, в прошлом году по вашей инициативе в Рязанской торгово-промышленной палате начал свою работу комитет по такси. Являясь его председателем, вы не раз собирали за одним столом представителей исполнительной власти, перевозчиков и общественность, решая проблемы внедрения онлайн-касс, самозанятости, а также поднимая наболевшую тему участия нелегалов в пассажирских перевозках. Сегодня положение отрасли резко ухудшилось в связи с карантином. Насколько?

Н.Л. – Ситуация тяжелая. Как раз ее и меры выхода из кризиса обсуждали на онлайн-совещании Общественного совета совсем недавно. Почти 300 представителей со всей страны говорили о беспрецедентном падении спроса – на 50-70 процентов. Позднее совместно с рязанскими перевозчиками мы разработали предложения для нашего правительства и представили их Евгению Анатольевичу Беленецкому.

Р.В. – Что именно предлагаете?

Н.Л. – Совместную работу. Мы же все прекрасно понимаем, что услуги такси в период пандемии являются социально значимыми. И должны быть безопасными как для пассажиров, так и для самих водителей такси. Во-первых, необходимо организовать пункт на базе одного из предприятий, на котором будут проходить санитарная обработка транспортного средства и медицинский осмотр водителей. Там же водители смогут приобрести санитайзеры и маски. Во-вторых, данные о транспорте и водителях необходимо ежедневно передавать в министерство транспорта, МВД и Роспотребнадзор. Благодаря контролирующим органам нужно добиться того, чтобы пассажирские перевозки осуществляли только те такси, которые имеют разрешение и прошли всю необходимую подготовку к выходу.
Еще один пункт предложений – ужесточить работу с нелегалами.

Р.В. – Насколько велик рынок нелегальных перевозок в Рязани?

Н.Л. – В докарантинное время 80 процентов на рынке такси составляли нелегалы. По неофициальным данным, в области около 10 тысяч таксистов, две тысячи из них – легальные перевозчики с разрешениями, восемь – нелегалы. Сейчас, соответственно, если нелегалы продолжат бесконтрольно заниматься перевозками, ситуация только усугубится. Нельзя выпускать на маршруты людей в небезопасном транспорте и не прошедших инструкцию.

Р.В. – Нелли, в Москве и Питере, чтобы компенсировать потери, сервисы такси активно перепрофилируют водителей в «курьеров на колесах» и договариваются о сотрудничестве с ритейлерами. Один из агрегаторов запустил доставку еды и стройматериалов. Сотрудничество компаний началось с Москвы и Нижнего Новгорода, планируется, что доставку подключат и в других городах. Как вы относитесь к такой переориентации?

Н.Л. – В данный момент – категорически против. Еще раз подчеркну, что четыре из пяти таксистов занимаются перевозками нелегально. Что и каким образом доставят эти люди, работая на агрегаторов, которые, несмотря на красивую рекламу и PR, в практической плоскости демонстрируют лишь высшую степень социальной безответственности?
Агрегаторы даже законодательно не отвечают ни за водителя, ни за пассажира, ни за груз, ни за других участников движения. Они просто принимают заказы и передают их физическим лицам за рулем. Сегодня агрегаторы выдумывают новые способы обогатиться. Но они по-прежнему не будут, да и не смогут контролировать состояние авто и водителя.

Р.В. – Насколько мне известно, закон требует наличия медицинских книжек у тех, кто занимается транспортировкой пищевых продуктов…

Н.Л. – Именно! Поэтому говорить о доставке еды в такси – преж­девременно!
К сожалению, агрегатор – это не таксопарк с директором, медицинским работником, механиком и тому подобным. Такие важные вещи, как санитарная обработка транспортного средства, медицинский осмотр водителя, наличие масок и санитайзеров у водителя, а также контроль за исполнением этих требований, должна осуществлять конкретная организация, на которую будут возложены четкие обязанности.
В регионах ЦФО есть частные компании, которые пытаются своими силами наладить защищенность водителей и пассажиров. Есть они и в Рязани. И сейчас этим людям как никогда важна поддержка властей.


Комментарий

Наталья Павлова, руководитель департамента транспортных перевозок «НЕОТАКСИ»:

– Сегодня мы делаем все возможное, чтобы обезопасить своих работников, водителей и пассажиров. Крайне сложно приобрести санитайзеры – их почти не бывает в продаже. Но мы стараемся, и все наши водители обеспечены хлоргексидином, которым обрабатываются дверные ручки и который предлагается пассажирам. Наши водители осуществляют перевозки в масках и перчатках. Ткань для масок и перчатки нам предоставило министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, за что им отдельное спасибо. Раз в три дня мы проводим санитарную обработку салонов автомобилей путем озонирования, о чем свидетельствуют наклейки в авто.
Это те меры безопасности, которые мы реализуем сами, исходя из наших возможностей. На данный момент, к сожалению, нет никаких инструкций и нормативных документов, регламентирующих профилактические меры: как и чем обрабатывать салоны, как часто это необходимо делать и кто ответственен за подобные мероприятия.
Конечно же, мы придерживаемся буквы закона и не хотим терять клиентов в столь сложный период для любого бизнеса, в том числе и нашего. Поэтому надеемся, что в ближайшее время уполномоченные органы предоставят не только четкие инструкции по соблюдению мер безопасности, но и помощь в приобретении защитных средств.

Николай Лавренюк, председатель Рязанского союза таксистов:

– Я уже две недели не выхожу на работу. Насколько знаю, так делают многие таксисты. Я имею в виду тех людей, у которых есть разрешение на деятельность. Почему не выхожу? Потому что в данный момент не могу защитить во время работы ни себя, ни пассажиров. В аптеках не было масок, дезинфекторов по нормальным, докарантинным ценам. Как только они будут доступны, тогда выйду на работу. Если правительство организует какие-то меры нашей поддержки, буду только рад.


Беседовала Екатерина Детушева