Старость не радость


50

В последнее время в СМИ и Интернете наблюдается активность по поводу освещения того, как хорошо жить, когда тебе уже за 60. У пожилых, мол, жизнь в это время только начинается. Открываются новые возможности жить активно. Тут тебе и курсы финансовой грамотности, и школа ЖКХ. Можно путешествовать, читать книги, а также передавать свой жизненный и профессиональный опыт молодому поколению. Даже высказываются предложения законодательно закрепить наставничество. А я хочу рассказать вам о своем наставничестве, которым занимаюсь уже более 30 лет, и поразмышлять вместе вами на эту тему.
В декабре 1988 года меня приняли на работу в штат Рязанского областного радио ведущим детских передач (сейчас это ГТРК «Ока»). В первой своей радиопередаче я сообщил о том, что при редакции радио открывается «Школа юных корреспондентов». Решил начать с детворой занятия по журналистике, как сам когда-то учился писать заметки в «Школе комсомольских корреспондентов» при редакции областной молодежной газеты «Рязанский комсомолец». Моими наставниками были люди опытные, любящие свою профессию, они многое смогли мне передать. Этот опыт я поначалу и решил использовать в работе с юнкорами. До этого окончил рязанское педучилище и несколько лет работал учителем в школе. Решил, что все у меня получится. На первое занятие пришли человек тридцать. Потом в течение месяца приходили еще и еще. Бывало так, что ребятам в нашем конференц-зале места не хватало, приходилось приносить стулья из соседних кабинетов.
Дети были любознательные и очень увлеченные журналистикой. Заметки у них, правда, не сразу получались, но активность зашкаливала. Восьмиклассник Володя Нечаев устраивал дискуссии о смысле жизни и так заводил ребят, что часами о чем-то спорили. Сейчас Владимир – полковник полиции. Женя Зызин больше склонялся к аналитике, а теперь – председатель исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта. Многие ребята успешно работают в СМИ не только в Рязани, но и в Москве. В 90-е годы мне удалось создать Клуб начинающих журналистов во Дворце детского творчества, но это была уже другая песня. В системе допобразования в группах количество желающих заниматься ограничивалось нормативными документами и временем, но и в 90-е годы, и даже в нулевые, от желающих заниматься журналистикой отбоя не было. Также не возникало и проблем во взаимоотношениях с детьми. Мы выпускали газеты, участвовали в фестивалях юных журналистов по всей стране.
Интерес к познанию окружающего мира у юных корреспондентов стал снижаться в последние годы. Что на это влияет, сказать трудно, однако в этом году ко мне на занятия в творческое объединение журналистов пришли двое в сентябре, еще двое – неделю назад, хотя все лето и половину сентября по поводу набора активно распространялась информация в школах Рязани. И профессиональный опыт у меня уже более чем тридцатилетний, и работу свою по-прежнему люблю, и за учебники по психологии засел, однако контакт с детьми организовать не получается. Пригласил их на экскурсию в редакцию газеты «Рязанские ведомости». Сказали, что хотели бы прийти, но сослались на занятость в школе и подготовку к ОГЭ (основной государственный экзамен, который девятиклассники сдают в конце учебного года). Обещали выбрать для экскурсии время. Провел совместное занятие с детьми и их родителями. Так вот, родители охотно обсуждали со мной проблемы, которые их волнуют, а дети со скучными лицами ждали, когда мы наговоримся и закончим, чтобы пойти домой.
Я не знаю, в чем причины такого поведения, но, следуя совету мудрых, решил начать с себя. Вероятно, я уже стал неинтересен молодым. У них свой мир, и они по-своему хотят его строить, без нас, своими силами. Нам порой кажется, что молодежь не та, неинициативна, малограмотна, не имеет жизненных целей и ориентиров. Может, не нужны мы им, шестидесятилетние, со своим наставничеством?
Один мудрый человек мне говорил, что пенсию зря не дают и в 60 лет большинству из нас уж точно пора на заслуженный отдых в силу невостребованности обществом и государством. Правда, это было еще до пенсионной реформы. Теперь другие ориентиры. Все, оставляю наставничество до лучших времен. Иду записываться на курсы финансовой грамотности. Говорят, что пожилым надо быть в тренде.