Ресурсный центр профилактики сиротства осуществляет проект организации индивидуального наставничества

Сегодня в детских домах и интернатах Рязанской области живут 10 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90 процентов ребят с этим статусом устроены в приемные и опекунские семьи. Это произошло буквально в последние годы – устройство детей в семьи стало приоритетным направлением работы для органов опеки, для тех, кто так или иначе занимается проблемой детского сиротства.

Но каждый десятый ребенок все-таки остается в сиротском учреждении. Для статистики это немного, для конкретного ребенка – жизненная проблема. Сегодня в детских домах остаются дети старшего возраста, дети из многодетных семей, дети с проблемами ментального развития. Их неохотно берут в семьи. Да и сами ребятишки, надо сказать, вполне прагматично относятся к своему статусу. Как это ни парадоксально, но они привыкли жить в интернате или в детском доме. Но в нем нельзя прожить всю жизнь.
Именно для таких подростков сейчас предлагают создать институт старших наставников – людей, которые будут сопровождать их по жизни и в детском доме, и, если это необходимо, после него. Что значит, сопровождать? Помогать советом и делом, общаться, дружить, адаптировать к взрослой, такой непонятной жизни. Представьте себе ситуацию, когда подростку некому позвонить, не к кому прийти в гости, не с кем посоветоваться о каких-то важных вещах. Вы скажете: есть педагоги, воспитатели, вот они пусть и советуют… Но педагоги и воспитатели – они для всех. А наставник – только твой старший друг.

Проект

Именно так – «Старший друг» – называется проект, который реализует АНО «Ресурсный центр профилактики социального сиротства». Проект стал в прошлом году одним из победителей регионального этапа всероссийского конкурса «Доброволец России» в номинации «Волонтерский центр». В его рамках взрослые люди, желающие стать наставниками для детей-сирот, воспитывающихся в школе-интернате, проходят обучение. Обучаясь, они получают необходимые знания и навыки в общении с ребенком, формируют свои собственные психологические установки, которые необходимы для осмысленных и продуктивных отношений с ним.
Не просто погладить сиротку по голове и подарить ему игрушку, а выстроить отношения так, чтобы они были необходимы и взрослому, и ребенку. Этому нужно научить. Директор Ресурсного центра профилактики социального сиротства Наталья Цыпич пригласила меня на занятия в рамках проекта. Сначала это было просто знакомство с будущими наставниками. Мне было интересно – почему эти женщины разного возраста, с разным жизненным опытом, разным семейным положением заполнили анкету и пришли на занятия в группу.
Кандидат в наставники – обязательно взрослый человек, старше своего подопечного не менее чем на 9 лет. Он должен быть готов хотя бы раз в неделю встречаться с ребенком на протяжении года и общаться с ним в режиме офлайн не реже двух раз в месяц. Конечно же, наставник не может иметь судимость, быть наркозависимым или алкоголиком. Закрыты двери и для тех, кто лишен родительских прав или отказался от собственного ребенка.

Мотив

Вот эта милая женщина, видно, спасается от одиночества и готова поделиться своими нереализованными материнскими чувствами. А эта уверенная в себе бизнес-леди участвовала вместе с мужем в программе корпоративного наставничества, бывала в школе-интернате, познакомилась с детьми, и теперь супруги хотят опекать какого-то конкретного ребенка. Другая молодая женщина горит желанием просто кому-то помогать, приносить пользу. Подружки-студентки решили участвовать в проекте, потому что они – будущие педагоги, психологи и им важно именно так приобщиться к профессии.
Все это участницы первого занятия с психологами рассказывают о себе сами, и ты поневоле проникаешься их настроенностью на добро, хороший результат, счастливую встречу. Хотя кто знает, как все сложится дальше.
Примерно через месяц, когда весь теоретический курс пройден, я вместе с кандидатами в наставники побывала в Рыбновской школе-интернате, здесь они должны встретиться со своими возможными кандидатами в друзья. Или дети должны встретиться с ними? Встреча проходит в непринужденной, предпраздничной обстановке. Волонтер проекта Валерия Хмара провела для детей и взрослых стопмоушен-шоу. Это такие анимационные видео, которые собираются из фотографий, сделанных в определенной последовательности. К нему нужно было подготовиться – придумать образы мульт­героев, изготовить костюмы из бумаги, скотча и подручных средств, нарядиться и только потом сниматься. Вот во всей этой веселой кутерьме и знакомились будущие наставники с подростками.


Сейчас идет уже третий набор в Школу наставников, которая начнет свою работу в апреле. Если вы старше 25 лет, у вас есть желание помогать другим, вы открытый, искренний человек, обладаете терпением и желанием слушать, у вас есть опыт в любой сфере человеческой деятельности, вы умеете планировать время и ставить жизненные цели, если вы обучаемы и способны научить другого, а также любите детей – вы определенно можете быть наставником!
Заполните заявку на сайте или позвоните по тел. 8-920-963-07-05, и координатор программы «СТАРШИЙ ДРУГ» расскажет вам подробнее об участии в программе. Количество мест ограничено.


Встреча

Нужно было видеть, как они с первых минут приглядывались друг к другу. Бытует устойчивое заблуждение, что дети в интернате замкнутые, застенчивые, неухоженные и ущербные. А они – совершенно другие. Хорошо подстриженные и одетые, бойкие, общительные, артистичные, поскольку привыкли участвовать во всяких праздниках. И они все время себя как бы демонстрируют, ведь их должны выбрать. Но при этом и сами ребята внимательно и пытливо присматриваются к взрослым. Они тоже выбирают.
Единственный мужчина в группе потенциальных наставников по какой-то причине не смог в этот раз приехать. А его, оказывается, ждали, вернее, ждал энергичный, подвижный мальчишка. Видно, огорчился, что не дождался, и как-то незаметно ушел. Другой подросток, постарше, сначала вроде и не хотел участвовать в этой встрече, отнекивался, но как-то не очень убедительно. Потом приобщился к процессу, остался и даже соорудил себе наряд с помощью взрослых. В комнате, где готовились к съемке, завязывались разговоры и возникал взаимный интерес, определились пары взрослый – подросток, в деле проявлялись характеры и навыки.
Я уходила, когда в холле возле елки начиналась видеосъемка. Не хотелось мешать таинству притяжения людей – взрослых и юных – друг к другу. В дальнем конце коридора горько рыдала девочка-подросток.
– Ты что так плачешь? – не могла не спросить я.
– Меня никто не выбрал…
И столько в этом признании было горя, такое крушение надежд, что не сразу нашлись слова, чтобы утешить.
– Ну что ты? Ведь еще не все приехали. Все только начинается. И тебя обязательно выберут…
Я что-то еще говорила… Девочка начала успокаиваться, улыбнулась… А вот совсем мелкий мальчишка подсматривает за происходящим из-за двери. Ему тоже хочется в эту веселую компанию, да вот только он мал пока. В проект берут ребят от 12 лет и старше. Те, кто младше, еще могут обрести не наставника, а родителей или опекунов…
Я только прошла по длинному коридору от одной двери к другой, а столько всего увидела.

Смысл

С Натальей Цыпич мы разговаривали о том, что путь к индивидуальному наставничеству – это встречное движение взрослого и ребенка, интерес должен быть взаимным. Иначе ничего не выйдет. Здесь важно найти верный тон, правильную мотивацию, осмысленную манеру общения и поведения. Процесс притирки друг к другу может быть долгим, непростым. Бывает, что подросток вдруг отказывается от общения с взрослым. Важно не рушить все раз и навсегда. Он еще может передумать, заскучать, вернуться…
Дело в том, что группа, с которой мне удалось встретиться, – вторая в Школе наставников. В первой шестеро наставников обрели младших друзей, и все вроде бы у них получается. Но, ох, как это все непросто.
Через пару месяцев я написала Наталье Валерьевне. Она мне ответила. Во второй группе образовалось десять устойчивых пар друзей – старших и младших. Они встречаются, общаются, перезваниваются – привыкают друг к другу. Наставники, конечно, общаются с психологами, волонтерами, работающими в проекте, если им нужна помощь. В этом и смысл программы – помочь детям и взрослым подружиться, обрести в жизни опору, которая нужна и тем, и другим.

Ирина Сизова

Нет (текст)
Александр Кащеев (видео)
Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое