№41 (6345) от 06 июня 2025
Обжигая глину, можно создать морское цунами
Чужих меж нами нет.
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Кобаяси Исса
Вторая строчка этого хайку дала название не только серии работ, но и персональной выставке (0+) нижегородской керамистки Натальи Костровой. Более 50 работ художницы, керамика и цветная графика, экспонируются в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» – отделе Рязанского художественного музея.
Наталья Кострова – одна из ведущих отечественных мастеров керамики. Живой дровяной огонь и летящая зола, которая при больших температурах превращается в глазурь, – всё это требует мастерства и интуиции. Художница работает в нескольких сложных техниках, делает обжиги в разных печах, в том числе построенных по японской технологии. Но все представленные произведения созданы в России.
Работы разных лет дают представление о широком творческом диапазоне Натальи Костровой. Где-то главенствует форма, линия, цвет не играет никакой роли, а где-то завораживают именно яркие, сочные краски, красивые сочетания глазурей – просто живопись в керамике. Акварели и пастели только подтверждают, что художница – прекрасный график и живописец.
Сюжеты самые разные: от анималистики до мифологии, от природной стихии до пейзажей, от абстракции до портрета женщины в профессии. А ещё философские размышления (многие произведения сопровождаются японскими трехстишиями – хайку) и композиции, отражающие человеческие эмоции через различные предметы, явления, образы… Изображая птиц, животных, рыб, волны морские – природу, иногда и человеческие артефакты, уже присвоенные планетой, Наталья Кострова говорит нечто большее. О нас, людях, о наших взаимоотношениях с собой, с окружающим миром. И делает это с большой фантазией.
«Воин» – старинный шлем, внутри которого форма с цветочным орнаментом. Тут замысел художницы частично приоткрывает хайку Мацуо Басё: «Летние травы –/Всё что осталось от грёз о славе/Древних воинов». Композиция «Старая гавань»: лодки, паруса которых сделаны из ржавого металла; «камни», в которые врос осколок изящной восточной чашки… «Обломки» старых вещей стали частью пейзажа, надолго пережив своих хозяев. В «Жизни кораллового рифа» из разноцветных, красивых морских форм по краям торчит множество настоящих гвоздей шляпками вверх. Сразу возникла ассоциация: так мы, люди, оберегаем своё сокровенное, создавая видимые или невидимые частоколы…
Если говорить о технологии, то вышеперечисленные работы сделаны из шамота с глазурью, но применялись три разных вида обжига. Увидеть эти и другие произведения можно в картинной галерее (Первомайский проспект,14) до 16 июня.
Елена Ступина
Фото автора