№35 (5940) от 14 мая 2021

В Рязани совершенствуют систему общественной заботы о старших. Действует коалиция НКО. Как это отразится на обычных людях?

Система социального обслуживания населения претерпевает изменения. На помощь государству приходят некоммерческие организации. Занесенные в специальный реестр, они могут оказывать социальные услуги нуждающимся и получать субсидии из бюджетов. Разветвленная сеть таких организаций и составит в будущем развитую инфраструктуру социального обслуживания.

Потенциал у нее бесконечный. Во-первых, потому что население России стремительно стареет. На встрече Президента РФ с членами Госсовета, посвященной реализации Национальной социальной инициативы, вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что количество граждан пожилого возраста в ближайшее время увеличится на 11 миллионов человек. Во-вторых, именно в системе социальной работы будет сосредоточено основное количество рабочих мест, поскольку забота, милосердие, уход и поддержка еще долго останутся прерогативой человека и не смогут быть оцифрованы и роботизированы.
На круглых столах, этих своеобразных выставках-ярмарках НКО, нередко ловишь себя на мысли, что с трудом воспринимаешь обилие появившихся программ поддержки, путаешься в названиях организаций, их оказывающих. К тому же и это гуманитарное направление не миновал бич современности: о помощи мы начинаем говорить таким канцелярским и менеджерским языком, как будто защищаем заявку на грант или придумываем собственную науку. Все эти «кейсы», «коллаборации», «модули» – разве понятны они старшему поколению, ради которого и трудятся соцработники?
Бывают истории страшные. О них мы периодически узнаем из СМИ и соцсетей. Одинокие старики, буквально замурованные в своих квартирах, умирают от приступов болезни и голода. Обнаруживают их тела только тогда, когда коммунальщики приходят взыскивать долг за жилищные услуги. Но это все-таки исключительные случаи. Обычно живет себе одинокий или покинутый родственниками человек и борется с трудностями существования, как может, не зная, что рядом есть волонтеры и специально обученные люди, готовые по первой просьбе прийти к нему в дом – приготовить еду, сходить за покупками, убрать в квартире, отвезти к врачу.

Гладко было на бумаге

Очень просто это выглядит на бумаге. А куда звонить пожилым, чтобы не обманули, не ограбили, не отобрали жилье, не сунули на подпись бумаги, отправляющие в долговую кабалу? Очевидно, что принцип одного окна в социальном обслуживании давно назрел. И именно такой принцип взяла на вооружение коалиция некоммерческих организаций «Забота рядом». Коалиция – общероссийское образование, тесно связанное с хорошо известным благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. По всей стране открываются ресурсные центры «Заботы». Создан такой центр и в Рязани, его возглавила Людмила Захарова, председатель общественной организации «Хесед Тшува», имеющей большой опыт реализации программ долговременно ухода за пожилыми.
В ресурсный центр будут стекаться лучшие практики социальной помощи. Но не только. Здесь хотят выстроить систему, когда помощь будет исходить от людей и организаций, местных сообществ, живущих и работающих по соседству. Это такая удобная социальная логистика, основанная на базе данных о помощниках, благотворителях и тех центрах, которые занимаются социальной работой.
Надо сказать, что «Забота рядом» – вовсе не монополия. Есть в Рязани и другие координаторы, чей опыт давно попал с общую копилку, например, АНО «Забота и милосердие». На круглом столе, где собрались НКО, ТОСы, министерства, волонтеры, я не заметил попыток с их стороны перетянуть канат. Все понимают, что делают общее дело. Алексей Кованов, директор по развитию «Заботы и милосердия», признал, что все социальные проекты невозможно реализовать в одиночку, сил просто не хватит. «Мы вошли в коалицию «Забота рядом» и всех наших коллег призываем туда вступить», – сказал он. По словам Алексея Владимировича, люди плохо знают о мерах соцподдержки, а потому нужны устойчивые каналы связи между нуждающимися и теми, кто эту помощь оказывает. Ресурсный центр коалиции эту связь собирается наладить.
«Выполняя заявки от населения, мы смогли выявить 30 человек, которые воспользовались социальными услугами по госпрограмме, а раньше о них ничего не знали», – добавил Кованов.

Математика милосердия

Очень важная деталь. Новому формату систем социального обслуживания нужны потребители. И этот выявительный принцип обеспечили именно некоммерческие организации, которым нужна работа и которые эту работу готовы выполнять качественно. Раньше такого не было. Люди порой стеснялись просить, обременять кого-то своими нуждами. Потому что соответствующий ресурс в лице государственной структуры был весьма ограничен в своих возможностях. Теперь заявителям рады! Именно это и нужно знать людям старшего поколения в первую очередь. А вот как узнают о нуждающихся социальные организации? Вот что говорят в Центре социальной помощи «Доброе дело»:
– Сейчас наша работа носит уже не столько заявительный, сколько выявительный характер. Мы еще не совсем довольны результатами. Количество получателей соцуслуг выросло всего на три процента, хотелось бы больше. Важно, чтобы врачи передавали соцработникам информацию об одиноких. Так будет создаваться единая социальная карта. Какая ситуация у нас? Каждые две – три недели соцработник идет к врачам за лекарством для благополучателей. Врач сообщает: на моем участке есть пожилой человек, которому может понадобиться наша помощь. Мы тут же реагируем, наносим этому человеку визит. Его выбор – отказаться от услуг, гарантированных государством, или выбрать необходимые. Недавно слесарь из ЖЭУ нам сообщил: «Пришел по заявке к одному дедушке, а он встать с кровати не может». Мы пошли его проведать.
Так работает система заботы о старших силами ближайшего окружения и местных сообществ. Председатель ТОС «Приокский-2» Марина Жданова организовала спортивные группы, занимается в парке с пенсионерами и всеми желающими скандинавской ходьбой, суставной гимнастикой, зарядкой с элементами танца. Александр Новгородцев из ТОС на ул. Пойменной уловил другой запрос. Восстановил пешеходный мостик через речку, который ведет к транспортной остановке. Есть люди с сильными ментальными нарушениями, устраивающие в своих квартирах свалки мусора. К ним тоже должны дойти волонтеры, тосовцы, соцработники.
Многие государственные решения зависят от общественного запроса. В России могут ввести в следующем году бесплатный социальный пакет по долговременному уходу. «Мы очень рады, что на уровне вице-премьера подтверждена возможность обеспечения соцпакета за счет страхования», – говорит Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость». Она вышла на связь с участниками круглого стола в Рязани дистанционно. Что это значит? Раньше услуга «Сиделка» предоставлялась получателю на условиях софинансирования. С 2022 года планируется ее стопроцентное государственное финансирование согласно индивидуальной программе предоставления социальных услуг. Например, в АНО «Забота и милосердие» уже трудятся 30 сертифицированных сиделок. Сертификат получают те, кто проходит обучение в РязГМУ по программе фонда «Старость в радость». Усилия коалиции НКО «Забота рядом» и региональных ресурсных центров сделают этот запрос, как говорится, видимым и осязаемым.
Сумма технологий социальной работы за счет постоянного обмена опытом внутри коалиции увеличивается.
– Допустим, у пожилого человека есть хобби, он что-то делает своими руками, и это нужно другим людям. Такого человека можно научить распоряжаться результатами своего труда на онлайн-площадках. А кто-то прекрасно знает математику или другие школьные предметы. Они могут заняться репетиторством дистанционно. Только нужно подсказать, как это сделать, – такой многогранной представляется Людмиле Захаровой система заботы о старших.
И напоследок – о трудоустройстве, создании новых рабочих мест. Во время пандемии волонтеры АНО «Забота и милосердие» навещали людей на самоизоляции. Некоторые из них настолько прониклись важностью своего дела, что устроились в эту организацию соцработниками на постоянной основе. Перспективный тренд на рынке труда! Здесь удается на сто процентов совместить востребованность и моральное удовлетворение от работы. И всем от этого хорошо.

Димитрий Соколов
Фотоэтюд Димитрия Соколова