Переподготовка рязанских педагогов выходит на принципиально новый уровень

На базе Рязанского института развития образования (РИРО) открылся центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ). Он создан в рамках федерального проекта «Современная школа» (часть нацпроекта «Образование»). Чтобы этот центр появился в регионе, Рязанская область прошла специальный конкурсный отбор и выиграла средства на его оснащение.
Созданный центр станет ядром единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников. В нем будут адресно поддерживать руководителей и педагогов образовательных организаций, обеспечивать им возможность непрерывно повышать свое профессиональное мастерство. Индивидуальные образовательные маршруты будут выстраиваться с учетом того, какие у конкретного педагога есть предметные и методические дефициты.
В центре созданы все условия для комфортной и творческой работы: сделан ремонт, подготовлены функциональные зоны и лектории. Установлено современное оборудование, включая интерактивные доски, ноутбуки, принтеры. Организована специальная студия, где есть все, чтобы записывать медиауроки.
В целом на оснащение центра было затрачено более 11 млн рублей федеральных и региональных денег.
В торжественном открытии центра приняли участие заместитель председателя правительства области Роман Петряев, глава регионального минобра Ольга Щетинкина, представители методических служб городов и районов области.
В своем приветственном слове Роман Петряев сказал, что с открытием центра переподготовка педагогов в регионе выйдет на новый уровень, они получат возможность индивидуально работать над повышением своего педагогического мастерства.
Презентацию центра провел ректор РИРО Андрей Кашаев. Он рассказал, как будет работать ЦНППМ, представил его команду, познакомил присутствующих с сайтом центра и платформой «Успех учителя», обеспечивающей цифровизацию всех процессов и выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов. Андрей Кашаев объяснил смысл символики центра: красные полоски, расположенные на разных уровнях, обозначают ступеньки профессионального роста. Также ректор сообщил, что в этом учебном году на базе центра запланировано обучить 450 педагогов, в следующем – уже 900.
Добавим, что рязанский ЦНППМ входит в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников. Подобные центры постепенно создаются во всех регионах России. Первый был открыт в Коломне два года назад.


Прямая речь

Андрей Кашаев, ректор Рязанского института развития образования (РИРО):

– Принципиальное новшество в работе созданного центра заключается том, что все, чему мы будем обучать в нем, должно соответствовать потребностям как самого учителя, так и той образовательной организации, в которой он работает. То есть здесь мы исключаем формальное отношение к повышению квалификации педагогов. Все, чем каждый из участников образовательного процесса занимается, должно быть не для галочки.
Ранее проблема повышения квалификации состояла в фактическом отсутствии должного уровня организации диагностики профессиональных компетенций перед обучением. Конечно, входной контроль в первый день начала курсов у нас всегда был, но он затрагивал только часть того, что сегодня особо нуждается в исследовании и анализе – что конкретному учителю надо подтянуть, а что можно использовать в качестве точек его роста.
В самих школах чаще всего царил такой подход: если ты математик – отправляем на курсы для математиков. А, может быть, у учителя со знанием предмета и методики его преподавания все замечательно, но есть недостаточный уровень психолого-педагогических компетенций, и именно на этом следует сосредоточить основные усилия?
Вот почему нужна и важна диагностика для персонифицированного подбора программ повышения квалификации и формирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для педагога. С нее мы и начинаем реализацию ИОМов. На основе данных диагностики создаваемая в РИРО цифровая экосистема «Успех учителя» поможет нам оптимизировать данные процессы, сосредоточить свои усилия на самом главном – достижении результатов, отражающих положительную динамику профессионального роста учителя. Автоматизация подбора программ курсовой подготовки, их уточнение слушателями совместно с тьюторами центра, непосредственное прохождение программ повышения квалификации с выдачей удостоверения – первые этапы реализации индивидуального образовательного маршрута. Эта часть запланирована на ноябрь-начало декабря 2021 года. После этого мы погружаем наших слушателей в разнообразные образовательные события – заседания региональных предметных клубов, семинары, конференции, форумы и т.д. Этот этап неформального повышения квалификации продлится до мая. Запланирована итоговая диагностика компетенций слушателей. Завершается весь процесс с нашим непосредственным участием по отношению к конкретному слушателю выдачей сертификата о реализации индивидуального образовательного маршрута.
После совместной со слушателями работы в ЦНППМ, наверняка останется еще ряд нерешенных вопросов, которым в последующие периоды времени нужно будет уделять особое внимание. И тогда, уже после выдачи сертификата о реализации ИОМа, мы будем готовы работать с учителем в фоновом режиме, направляя ему персональные приглашения к участию в мероприятиях виде электронных ссылок для подключения к вебинарным по формату образовательным событиям. Так будет происходить на протяжении последующих двух лет, пока не наступает новый цикл с проведением первичной диагностики и новым подбором оптимальных и необходимых траекторий профессионального развития. Таким образом, повышение профессионального мастерства становится реально непрерывным.
Добавлю, что ЦНППМ большей частью ориентирован, конечно, на учителей, которым нужно развивать определенные компетенции, восполнять имеющиеся дефициты. Но мы понимаем, что в перспективе нам будет необходима разработка программ и для образовательных лидеров из числа учителей-предметников, готовых стать экспертами в своем предметном направлении. Таким учителям мы обязательно создадим возможности для развития, предложим им ведущие роли в различных образовательных событиях.
Все это и составляет персонифицированный подход к повышению профессионального мастерства. У учителя обязательно должно появиться чувство уверенности и достижимости успеха. Для него как для творческого человека это очень важно.


Людмила Иванова
Фото автора и из архива РИРО