№77 (6281) от 09 октября 2024
В Фотодоме на Почтовой проходит выставка художника, фотографа Нади Кузнецовой
Петербург, историческая Италия, Амстердам, миры, навеянные Гоголем и Кэрроллом… То ли фантазия, то ли реальность. Фотографика – то ли фотография, то ли графика. Где-то свободные, почти абстрактные работы, где-то мельчайшие штрихи, детали как в офорте сухой иглой…
Масштабная ретроспективная экспозиция – задействованы все площади музейно-выставочного центра – знакомит нас с творчеством выдающегося петербургского мастера Нади Кузнецовой (1960 – 2022). Художница родилась в Днепропетровске. В 1991 году окончила отделение графического дизайна Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица), где позже десять лет преподавала на кафедре станковой и книжной графики.
Разноплановый художник, Надя Кузнецова занималась интерьерами и живописью, была членом Союза художников России… Но большее признание получила как фотохудожник. Она активно участвовала в выставках в разных странах, сама организовывала проекты, учила фотоискусству. Работы Нади Кузнецовой находятся в Государственном Русском музее и других музеях Санкт-Петербурга, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музее Российской фотографии в Коломне, в коллекции швейцарского банка UBC, галереях Москвы, Лондона, Парижа, Мюнхена, а также в частных собраниях России, Европы и США.
Выставка в Фотодоме предоставлена петербургской фотогалереей «ZERNO», в неё вошло 99 произведений, созданных с 2002 по 2020 год, некоторые из них выставляются впервые. Так, каталог проекта «Тайные миры» (можно называть его философским циклом) был обнаружен кураторами менее чем за месяц до начала выставки. Два известных напечатанных листа из него ошибочно относили к другой серии, также созданной в цвете сепии. Поэтому работы были напечатаны перед отправкой коллекции в Рязань (остальные – авторская печать художницы).
Надя Кузнецова работала в разных техниках, соединяя графику и фотографию, использовала компьютерную обработку, классическую серебряно-желатиновую, а также водно-масляную и пигментную печать – в зависимости от творческих задач.
А открывается экспозиция разделом аргентумграфики (аргентум – серебро), когда художник рисует на фотобумаге с использованием проявителя. Среди работ – портреты людей, дождливого Петербурга и просто абстракция-«фотокаллиграфия» – свободные мазки, пятна… Замечательно, что аргентумграфика экспонируется в рязанском Фотодоме имени Евгения Каширина. Ведь Евгений Николаевич активно занимался этой редкой техникой со своими учениками и организовал немало выставок их работ. Поэтому в нашем городе есть её знатоки, ценители.
Когда мастерство в фотографии, графике, культурный и интеллектуальный багаж соединяются с талантом и полетом фантазии – рождается чудо. В каждой серии с поэтическим названием – «Серебряное сечение», «Письма без слов» и et cetera – свой авторский неповторимый мир.
Самый известный цикл работ – «Итальянская пыль», проект памяти писателя и историка Павла Муратова (1881 – 1950). В 1912 году вышел его труд «Образы Италии», а спустя столетие художница стала путешествовать по тем же местам. Было издано несколько альбомов с фотографиями Нади Кузнецовой и цитатами из книги Муратова. В этой серии – сама атмосфера прекрасной Италии. Древняя архитектура, солнечный свет и тени… А цвет сепии словно переносит нас в прошлое.
Серия «Чемодан-музей Н.В. Гоголя», по определению самой художницы, это «выдумки, гипотезы и предположения, рефлексия на тексты, прочитанные с целью найти Гоголя… его переписка с матерью и близкими друзьями, мемуары друзей и недругов дают богатый материал для образов и ассоциаций». А цикл «Чеширский пейзаж» навеян творчеством Люиса Кэрролла. В нём – не только пейзажи, есть и героиня, конечно же, девочка…
Выставка (18+) в Фотодоме на Почтовой будет работать по 12 октября (вход бесплатный, выходной – воскресенье).
Елена Ступина
Фото Елены Ступиной